Виды модуляций - мелодико-хроматическая модуляция

Виды модуляций - мелодико-хроматическая модуляция

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы продолжим разбирать виды модуляций, применяемых в музыке и поговорим о мелодико-хроматической модуляции.

Итак, о самом простом и понятном способе совершать модуляцию мы писали в этой статье. Также мы писали о диатонической модуляции, в ней также нет ничего сложного - для того, чтобы ей применить надо почитать статью про лады народной музыки (чтобы знать, что такое диатоническая шкала). Второй вид модуляций, нами уже рассмотренный - энгармоническая модуляция. Это уже сложнее - надо почитать статьи про энгармонизм и альтерацию (ссылки на них смотрите в меню справа).

А в этой статье мы посмотрим, что такое мелодико-хроматическая модуляция. Этот вид модуляции базируется на голосоведении. Это когда отдельные ступени аккордов в гармонии отстоят друг от друга на хроматический полутон или в которых сохраняется одна общая нота:

Аккорды с голосоведением -  полутонрис. 1

Как видите на рисунке 1 у нас между ре и ре диез интервал полтутон, между ре диез и ми - тоже. За счет этого у нас три изображенных на рисунке аккорда звучат хорошо.

По тому же принципу совершается мелодико-хроматическая модуляция. В ней между одной или несколькими нотами последнего аккорда старой тональности и первого аккорда новой должен быть образован интервал в полтона. Так тоже, переход из тональности в тональность у нас будет звучать гармонично.

Итак, между нотами каких аккордов у нас будет образовываться хроматический полутон? Хм. Ну, например между аккордом соль семь и фа семь:

Аккорды с хроматическим полутономрис. 2

На рисунке 2 мы видим, что между нотами си и до, ре и ми бемоль двух аккордов у нас образуется полутон. За счет этого эти два аккорда звучат друг с другом хорошо.

Первый аккорд можно отнести к тональности До мажор (обычный доминантсептаккорд от пятой ступени), второй, например к тональности Си бемоль минор (Гармоническая Доминанта от пятой ступени). Исходя из этого, мы можем построить гармонию с модуляцией из До мажора в Си бемоль минор, например так:

Пример мелодико-хроматической модуляциирис. 3

На рисунке 3 у нас сначала идет тональность до мажор и последний аккорд, относящийся к ней G7, а потом с Фа семь начинается другая тональность - Си бемоль минор. И в итоге мы приходим в её тонику - аккорд Bbm7. Да, для того чтобы звучало интереснее мы использовали аккорды с добавочными ступенями, например Cmaj13 (То есть мы к обычному Cmaj7 добавили ноту ля - 13-ую ступень).

Давайте сыграем гармонию с рисунка 3 на гитаре: слушать

На полученные аккорды можно придумать какую-нибудь мелодию и написать песню, к примеру.

Для написания этой статьи использовалась информация из книги Должанского А. Н. "Краткий Музыкальный Словарь".

Также можете посмотреть этот урок на видео.

Поделиться с друзьями
Читайте также
  1. Развитие темы в музыке с помощью модуляции
  1. Как сделать отклонение в субдоминанту необычно
  1. Как сделать модуляцию на четыре знака, использование к64
  1. Модуляция через доминантовый секундаккорд
  1. Пример модуляции из ля мажора в соль минор
  1. Модулирующая секвенция - пример
  1. Переход из одной тональности в другую (пиккардийская терция, создание своей секвенции)
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]