Энгармоническая модуляция

Что такое энгармоническая модуляция - примеры

Здравствуйте, уважаемые читатели. В продолжение предыдущей статьи мы поговорим сегодня про то, что такое энгармоническая модуляция.

В предыдущей статье об энгармонизме мы с вами нашли интересный вариант субдоминантового аккорда от второй ступени, получившийся у нас с помощью использования альтерации. Так, мы можем брать вместо субдоминанты от второй ступени в До мажоре, к примеру аккорд Ля бемоль семь (что энгармонически то же, что и аккорд с увеличенной секстой). Применяя это у нас может получится гармония с необычным звучанием.

Но мы можем аккорд с увеличенной секстой и использовать, как посредствующий между двумя тональностями, для совершения модуляции. Давайте посмотрим как это.

Мы знаем, что альтерированная субдоминанта от второй ступени в мажоре является энгармонически равной доминантсептаккорду тональности на полтона выше исходной. Эта особенность и поможет нам совершить энгармоническую модуляцию.

Итак, допустим мы играем тонику Ре бемоль мажор. Давайте возьмем все же обращение (I64 - когда в басу квинтовый тон) этого аккорда, а не основной вид. Потом доминанту: Ля бемоль семь (V7). Потом в нужный нам момент представляем, что Ля бемоль семь - это тот самый аккорд с увеличенной секстой (альтерированная субдоминанта от второй ступени), относящийся к тональности До мажор. И дальше идем в новую тонику - До мажор и развиваем уже её:

Энгармоническая модуляция где  посредствующий аккорд - аккорд с увеличенной секстойрис. 1

На рисунке 1 мы обвели прямоугольником два энгармонически равных аккорда, относящихся к разным тональностям. Это фактически один аккорд, но записывается по-разному - он то у нас по-аналогии с диатонической модуляцией и будет посредником, связующим звеном двух тональностей.

Давайте послушаем как это звучит: слушать.

Да - заметьте кроме общего аккорда мы развиваем гармонию так как писали в базовой статье о гармонии в музыке - у нас просто тоника с доминантой чередуется все время в обоих тональностях - ничего необычного для нас, кроме способа нахождения связующего аккорда.

Модуляция через уменьшенный септаккорд

Давайте еще один вариант рассмотрим, тоже весьма интересный. На этот раз посредником у нас будет уменьшенный аккорд. Уменьшенный септаккорд получается на седьмой ступени в гармоническом миноре. Например, в Соль миноре вот так:

Уменьшенный септаккорд от седьмой ступени в Соль минорерис. 2

На рисунке 2 мы изобразили сначала основной вид уменьшенного септаккорда от седьмой ступени - он получится только в гармоническом соль миноре (с повышенной на полтона нотой фа ). Потом взяли его обращение - терцквартаккорд с квинтовым тоном в басу (т.е. второе обращение септаккорда). Напомню, что от седьмой ступени берётся аккорд, выполняющий функцию доминанты.

Да, заметьте, что всякий раз делая обращение уменьшенного аккорда мы получаем также уменьшенный аккорд.

Итак, второй аккорд (VIIг43) с рисунка 2 нам понадобиться для того чтобы совершить модуляцию. Для этого нам надо найти энгармонически равный ему аккорд, относящийся к другой тональности.

Давайте построим точно такой же аккорд в ми миноре, то есть тоже от седьмой ступени и тоже гармонический вариант. Также сделаем его обращение, но не второе, а третье - то есть секундаккорд (когда в басу остается септимовый тон).

Уменьшенный септаккорд от седьмой ступени в Ми минорерис. 3

Эти два наших аккорда - VIIг43 и VIIг2, получившиеся на рисунке 2 и на рисунке 3 энгармонически равны друг другу.

Энгармонически равные уменьшенные аккордырис. 4

На рисунке 4 изображено, что второе обращение аккорда F#dim энгармонически равно третьему обращению аккорда D#dim. То есть - это фактически один и тот же аккорд, но записанный на нотном стане по-разному. Казалось бы какой в этом толк - записывать один и тот же аккорд по-разному, но оказывается это открывает нам широкие возможности для совершения модуляции, нахождения общих аккордов в двух, казалось бы имеющих мало чего общего тональностях.

Получается мы можем перейти из соль минора в ми минор через этот общий септаккорд. Давайте сделаем это:

Энгармоническая модуляция из Соль минора в Ми минор через уменьшенный септаккордрис. 5

Давайте послушаем как это звучит: слушать.

Вот так и совершается энгармоническая модуляция - суть в том чтобы приравнять последний аккорд старой тональности к первому аккорду новой. Для этого мы используем обращение, а также альтерацию.

Для написания статьи использовалась информация из книги Должанского А. Н. "Краткий Музыкальный Словарь".

Поделиться с друзьями
Читайте также
  1. Развитие темы в музыке с помощью модуляции
  1. Как сделать отклонение в субдоминанту необычно
  1. Как сделать модуляцию на четыре знака, использование к64
  1. Модуляция через доминантовый секундаккорд
  1. Пример модуляции из ля мажора в соль минор
  1. Модулирующая секвенция - пример
  1. Переход из одной тональности в другую (пиккардийская терция, создание своей секвенции)
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]