Что такое голосоведение
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поговорим о том, что такое голосоведение в музыке, какие виды его существуют и о его использовании на практике.
Голосоведением называют движение от двух и более голосов в музыкальном произведении, а также их соотношение. Как мы знаем мы можем представить гармонию в виде интервалов. Так мы делали уже, например в статье про то как использовать ч4 и ч5. Это надо для того чтобы разнообразить свою музыку, расширить возможности, а не просто аккордами играть все время, хотя как мы знаем и с помощью них обыграть вариантов множество (есть например замены аккордов см. эту статью, где мы приводили пример с возможностью обыграть малый мажорный септаккорд интереснее).
Вот при сочинении музыки мы порой выбираем гамму какую-нибудь и в ней находим подходящее нам звучание. Так можно не задумываясь особо использовать определенный вид голосоведения. Давайте, например возьмем гамму натурального Ми минора:
рис. 1
В ней просто подберём разные интервалы, следующие друг за другом так чтобы нам понравилось на их звучание.
рис. 2
Вот получилось нечто вроде музыки - можно развивать. Итак, на рисунке 2 у нас получился первый вид голосоведения - прямое. Особенность его в том, что два голоса движутся в одном направлении (вниз или вверх). В первом такте мы видим интервал ч4 (си + ми) переходящий в б6 (Фа + ре). Каждая из нот, составляющих первый интервал переходит в более низкую ноту (ми в ре, си в фа), то есть оба голоса идут в одном направлении - вниз.
Давайте послушаем как звучат ноты с рисунка 2: слушать.
Как видите, сыграв интервалы мы можем определить и то, к каким аккордам они относятся. Так можно любую гармонию представить с помощью описанного нами вида голосоведения, вместо аккордов играя интервалы.
Следующий вид голосоведения тоже можно отнести к прямому, однако у него есть некоторые особенности. Голоса в нём также движутся в одном направлении как и в предыдущем виде. Однако перемещение обоих голосов происходит на равный интервал, а не на разные как в предыдущем виде. Поэтому получается, что между голосами всегда сохраняется один и тот же интервал, например терция. Такое голосоведение называется параллельным.
рис. 3
На рисунке 3 во втором такте мы видим, что между звуками си и ми, соль и до интервалы ч5, а между си и до, соль и ля в такте третьем - секунды (малая и большая). Получается оба голоса движутся на равные интервалы (на рисунке 3 мы это обозначили цифрами).
Давайте послушаем как звучат ноты с рисунка 3: слушать.
Третий вид, который мы рассмотрим - противоположное голосоведение. Оно еще интереснее. В нем голоса движутся в разных направлениях один вверх, другой вниз вот так:
рис. 4
Давайте послушаем как звучат ноты с рисунка 4: слушать.
Тут все время широкий интервал переходит в узкий и узкий в широкий. И вновь заметьте - у нас все ноты - это часть основных звуков какого-либо аккорда.
Последний вид голосоведения, который мы рассмотрим - это косвенное. В этом случае у нас один голос движется вверх или вниз, а другой стоит на месте. Мы писали о чем-то подобном в статье о том как сыграть аккорд G7 по-другому. Там в самом конце на рисунке 6 у нас нота соль стоит на месте, а ноты ниже неё движутся хроматически вверх. А еще можно например так:
рис. 5
На рисунке 5 мы видим, что один голос у нас движется вверх или вниз, а один остается всегда на месте при переходе из одного интервала в другой. Давайте послушаем как звучат ноты с рисунка 5: слушать.
Итак, теперь мы можем брать интервалы в какой-либо гамме не просто так, а руководствуясь определенными принципами - можем чередовать разные виды голосоведения. Использовать это можно, например для того чтобы сыграть какую-нибудь гармонию интереснее, сочинить музыку.
Информация для написания статьи взята из книги Должанского А. Н. "Краткий Музыкальный Словарь".
Автор
23 Июля 2016 в 20:57
Автор
23 Июля 2016 в 20:57
Ярослав
08 Февраля 2017 в 14:20
Алексей
17 Марта 2018 в 03:19
Алексей
22 Ноября 2018 в 12:31