Применение альтерации: что такое двойная доминанта
Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы посмотрим как использовать альтерацию на примере двойной доминанты.
В двойной доминанте работает принцип, который мы рассматривали уже в статье о золотой секвенции. Только с другими ступенями.
Почему в миноре рекомендуется повышать на полтона седьмую ступень и использовать именно гармонический минор? Это на самом деле и есть альтерация. Делается это для того чтобы повысить тяготение седьмой неустойчивой ступени (вводной) в натуральном миноре к устойчивой тонике. То есть расстояние межу ними становится не тон, а полтона и соответственно вводная седьмая ступень тянуться в тонику будет сильнее. Мы этим подчеркнули тонику можно сказать.
рис 1
Таким образом, принято для построения гармонии в миноре использовать именно гармонический минор, чтобы аккорд от пятой ступени доминантовый звучал более резко сильнее тянулся в тонику.
Для чего же мы все это напомнили себе? Дело в том, что от второй ступени можно построить не только субдоминантовый аккорд. Как мы уже строили, например ре минор при тонике до мажор (рис 2).
рис 2
Можно построить и аккорд доминантовый. Он будет называться доминантой к доминанте или двойной доминантой (пишется как DD).
В этом случае мы будем использовать как раз принцип, описанный в начале с гармоническим минором, только альтерировать ступень будем другую.
рис 3
Нам надо в аккорде от второй ступени повысить третью ступень на полтона (см. рис 3). Так и получится у нас двойная доминанта и аккорд будет не ре минор, а ре мажор при тонике До мажор или ре семь если мы оперировали септаккордами.
Мы использовали альтерацию здесь, повысив на полтона ноту фа (она в гамме до мажор четвертая ступень, которую можно альтерировать в сторону повышения). То есть мы на время при построении аккорда от второй ступени использовали гамму натурального мажора с повышенной четвёртой ступенью.
Заметьте что получается - мы опять усилили тяготение неустойчивой ступени в устойчивую. Очень напоминает то, что мы делали в натуральном миноре, делая его гармоническим не так ли? В нашем случае правда тяготение усилилось не в тонику - ноту до, а в пятую ступень ноту соль. Получается мы можем использовать и Ре минор и Ре мажор для развития гармонии в тональности C.
Итак, почему же полученный аккорд называется двойной доминантой? Всё очень просто. Нота ре, от которой он отстроен является доминантовой ступенью (пятой) для нашего стандартного доминантового аккорда (G).
рис 4
Поэтому и называется он доминантой к доминанте - то есть фактически Ре мажор можно рассматривать как доминанту для тональности Соль мажор. А Соль мажор в свою очередь доминанта для До мажора. Вот цепочка такая.
Можно на самом деле такое проделывать не только с доминантой, но и с любой другой ступенью гаммы, например с верхней вводной, с медиантой, субдоминантой, с субмедиантой. Аккорды отстроенные от них представлять тониками и там уже находить опять доминанты. Так у нас уже будет получатся не двойная доминанта, а например доминанта к медианте или доминанта к субдоминанте и так далее.
Ира
14 Октября 2015 в 21:32
Катя
17 Февраля 2016 в 22:39
Настя
29 Февраля 2016 в 04:02
Игорь
29 Февраля 2016 в 11:48
Тимур
04 Марта 2016 в 22:19
Игорь
31 Октября 2016 в 20:48
Дмитрий
31 Октября 2016 в 15:28
Игорь
31 Октября 2016 в 20:48
игорь
10 Января 2017 в 02:58
Ирина
04 Февраля 2017 в 21:16
Игорь
05 Февраля 2017 в 17:13
Лиля
11 Июля 2017 в 19:02
Игорь
17 Июля 2017 в 01:22
Богдан
01 Декабря 2017 в 08:30
Евгений З.
28 Февраля 2018 в 09:33
Евгений З.
28 Февраля 2018 в 09:34
Павел
25 Марта 2018 в 12:54
Вероника
20 Марта 2020 в 22:34
Наталья
13 Января 2021 в 12:58
Игорь
13 Января 2021 в 20:09