Что такое трезвучие, виды трезвучий, буквенное обозначение аккордов

Тема "аккордов" будет интересна начинающим музыкантам. Часто в самом начале обучения встаёт вопрос о том, как обозначается тот или иной аккорд. Для этого используют большие латинские буквы, скажем буквой A обозначается ля мажор, Am - ля минор по тому же принципу разделяются и остальные тональности (то есть для выделения минорности добавляется маленькая латинская "m").

С - до;
D - ре;
E - ми;
F - фа;
G - соль;
А - ля;
B(иногда Н) - си;

Если нам нужно выделить повышенные или пониженные на полтона тональности, как и в случае с нотами добавляются еще знаки диез и бемоль, но уже к обозначениям аккордов вот так: Bb (си-бемоль мажор); F#m (Фа-диез минор).

Что такое трезвучие

Трезвучие - это как понятно из названия три звука взятые вместе. Итак, мы можем взять три звука например так:

кластер в музыке

Мы, как видите взяли несколько нот подряд и между ними расстояние у нас секунды. Этот аккорд звучит не очень-то красиво и гармонично, так как секунды относятся к диссонансам по своему звучанию. Такое созвучие - страшное называется кластером, а не трезвучием. Его используют иногда в художественных целях, для создания в музыке атмосферы хаоса или чего-то подобного.

Получается не любые три звука могут образовать трезвучие. Тут нужно знать закон, выведенный итальянским композитором Джозеффо Царлино еще в далеком XVI веке. Гармонично звучат звуки построенные терциями малыми и большими. Вот так например:

три звука, построенные терциями

Так звучит уже гармоничнее и приятнее соответственно. Когда музыку играют аккордами (что есть созвучие трех и более звуков) - это называется гармоническим музыкальным складом.

Во времена Пифагора же к примеру, до XVI века использовался только склад мелодический, то есть играли мелодию, отдельные ноты друг за другом.

Итак, три звука образованные терциями образуют минимально возможный аккорд (если звука два - это гармонический интервал).Трезвучие - важное понятие в музыке - это основной инструмент для создания гармонии. Построить его очень просто - взять любую гамму натурального мажора или минора и от любой её ноты через одну выбрать еще два звука.

трезвучие от ноты ми

Например, в гамме до-мажор от ноты ми мы выберем таким образом ми+соль+си - это и будет наше трезвучие. Так как мы его строили от ноты ми, то полученный аккорд будет иметь название Ми (или E как мы выше писали про буквенное обозначение аккордов) - Ми у нас это по-другому тоника - то есть звук определяющий звучание (тон) всего аккорда.

То же можно построить от любой другой ноты в гамме до-мажор, например от до - это будут ноты: до+ми+соль и аккорд будет соответствовать имени ступени, от которой мы отстраивали - C (до).

трезвучие от ноты до

С этим разобрались, но два наших трезвучия относятся к двум разным видам - первое E - оно минорное (поэтому надо его писать как Em), второе C - мажорное. Давайте посмотрим чем они различаются между собой.

Мажорное и минорное трезвучие

Главное отличие в том, какой интервал используются для определения третьей ступени аккорда (третья ступень означает третья нота от исходной - тоники) - в миноре от первой ступени отстраивается малая терция (она поэтому еще называется минорной) в мажоре большая. Большая терция обозначается б3, а малая м3. (См также статью интервалы, где подробно рассмотрено как легко получить любой интервал).

В случае наших аккордов вы заметили, наверное - у Em от ноты "ми" до "соль" интервал малая терция, что говорит о том, что у нас минорный аккорд, в случае C наоборот большая (от "до" до "ми") - значит мажорный. Дальше в ми-миноре от "соль" до "си" - большая терция, а в до-мажоре от "ми" до "соль" - малая.

Формула, исходя из этого, для построения минорного аккорда будет м3+б3, а для мажорного б3+м3.

Значит, если мы хотим взять до-минор к примеру, то строим от ноты "до" малую терцию, это будет нота ми-бемоль, затем от полученной ноты еще большую терцию, получив соль. До, ми-бемоль и соль - это и есть ноты минорного трезвучия, взяв их вместе получим аккорд до-минор (Сm).

Мы обратили внимание на третью ступень - да она важная, но ведь есть еще и пятая, которая как в мажорном трезвучии так и в минорном будет чистой квинтой (ч5). Этот интервал звучит тоже гармонично и красиво "внося свой вклад" в звучание аккорда. Поэтому чтобы не забывать о ч5 музыканты обозначают мажорное трезвучие как Б53 (по-научному большой терцквинтаккорд), а минорное как М53 (или малый терцквинтаккорд).

буквенно-циферное обозначение трезвучия

Также можно называть просто как малое (минорное) или большое (мажорное) трезвучия для простоты. Да, порядок цифр не имеет значения, так можно мажорное трезвучие записать как Б35 так и Б53.

Кроме того, составляющие трезвучие ноты также имеют свои названия: нижний звук основной, средний - терцовый, верхний - квинтовый. Названия эти нам понадобятся когда мы будем говорить об обращениях аккордов - там важно то какой из трех этих звуков находится в басу. В зависимости от этого мы будем иметь основной вид аккорда или же его обращение.

названия ступеней образующих трезвучиерис. 7

Не обязательно, кстати трезвучие надо брать терциями. Когда берём так как показано на рисунке 7 - это называется сжатое расположение, а как мы аккорды берём на гитаре? В сжатом расположении брать созвучия на этом инструменте не принято - мы берём их там вот так:

Расположение трезвучия на гитарерис. 8

Как видите порядок нот в отличие от сжатого расположения другой, но так тоже можно брать и это тоже можно считать основным видом аккорда, так как в самом низу по-прежнему находится основной тон (нота до).

Другие виды трезвучий

Трезвучие - это три звука взятые вместе, но не обязательно они образуют именно такие интервалы какие мы описали выше. У нас выше в мажорном и минорном комбинируются малая и большая терции, однако что получится если мы возьмем две малые терции, то есть применим формулу м3+м3?В этом случае у нас будет уменьшенное трезвучие - основа для построения уменьшенных аккордов, собственно аккорд называется уменьшенным если в нем присутствует эта формула (две малые терции).

Закономерно у нас возникает и другой вопрос - что если взять две большие терции? - тут ответ будет банальным - получится увеличенное трезвучие - это четвертый и последний из возможных вариантов.

Еще надо добавить что два последних вида трезвучий используются в гармонии как проходящие - то есть звучание их неустойчивое и требует разрешения в тонику, их можно брать например в качестве доминанты - эта функция напряженного аккорда им подходит.

Поделиться с друзьями
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]