Переход из одной тональности в другую (пиккардийская терция, создание своей секвенции)

Переход из одной тональности в другую - еще один способ, пиккардийская терция

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы посмотрим как осуществить переход из одной тональности в другую, применяя еще одну закономерность, также узнаем что такое пиккардийская терция и создадим свою секвенцию.

Для совершения модуляции, как мы знаем, нужно найти нечто общее между двумя тональностями. Если этого общего нет мы можем это принудительно найти (например, применив альтерацию).

Очень интересно и просто можно переходить из одной тональности в другую применяя общий доминантсептаккорд (или доминантовое трезвучие).

Например, мы играем в тональности До мажор и доходим до аккорда G. Он доминанта не только для тональности До мажор, но и для тональности До минор, как мы знаем.

Поэтому после G (или после G7) можно взять как До мажор так и До минор в качестве тоники. Получается мы таким образом можем совершить модуляцию в тональность второй степени родства (До минор для До мажора).

Общее доминантовое трезвучие в До мажоре и в До минорерис. 1

Давайте послушаем гармонии с рисунка 1, сначала сыграем аккорды в До мажоре (С):

А теперь в До миноре:

В общем-то тональности разные по-атмосфере, но содержат общий аккорд, чем мы и можем воспользоваться в своих целях.

Кстати, есть такое понятие в музыке как пиккардийская терция. Вот определение её, взятое из Википедии:

...большая терция вместо ожидаемой малой в генеральной (финальной) каденции западноевропейских музыкальных сочинений XVI-XVIII веков.

Чтобы получить пиккардийскую терцию надо изначально быть в тональности До минор и потом прийти в тонику До мажор в конце произведения.

Это можно сделать также с помощью особенности описанной нами выше.

А зачем использовать пиккардийскую терцию в музыке? Давайте еще одну интересную цитату из Википедии приведём:

Любая замена малой терции на большую в «минорной» музыке в научно-популярной литературе трактуется как «победа добра над злом», «свет в конце тоннеля» и т.п.

Интересно - получается если мы в минорном произведении возьмем в конце мажорную тонику (или в одном и том же аккорде большую терцию вместо малой), то у нас в музыке будет ощущение "победы добра над злом"...Круто).

Итак, можно любое мажорное трезвучие рассматривать как доминанту (о чем-то похожем мы писали уже в статье про двойную доминанту) к какой-нибудь другой тональности.

В этом случае у нас появятся большие возможности для интересного развития нашего произведения.

Например, можно создать секвенцию - повторить один и тот же гармонический отрезок, но на разной высоте (в разных тональностях). Это звучит достаточно эффектно.

Вот интересный пример, который приводит Julian Velard в курсе от Lynda (курс называется Lynda - Music Theory for Songwriters - Harmony). Звучит пример красиво.

Вот допустим у нас есть гармония: Em C | D | G C | D

Последний аккорд - трезвучие Ре мажор требует у нас какого-то продолжения... Куда же продолжить? Можно сыграть все заново в той же тональности, а можно перейти в другую.

Представить этот аккорд (трезвучие D) в качестве доминанты для аккорда Соль минор (Gm), к примеру и сыграть вот так: Gm Eb | F | Bb Eb | F. Повторяется все тоже самое, только выше - секвенция можно сказать...

Ну и все вместе получится красиво достаточно, хотя и аккорды очень простые (все трезвучия).

Модуляция в тональность второй степени родстварис. 2

Получилась модуляция в тональность второй степени родства к исходной (перешли из Ми минора в Соль минор). Гармония эта, кстати из песни группы Bon Jovi - Livin on a prayer.

Давайте послушаем как это звучит:

Еще один пример

Но опять же - можно "потворчествовать" немного и придумать что-нибудь своё, используя описанную выше закономерность. Это очень интересно - повторять один и тот же гармонический отрезок в разных тональностях, а общий доминантовый аккорд помогает нам это сделать. Музыка получается заметно разнообразнее.

На самом деле вариантов здесь очень много. Можно, например смешивать До мажор с До минором постоянно переходя через G7 (или просто G) туда и обратно.

Плюс к тому, если использовать обращения можно получить очень интересный и гармоничный звук.

Давайте попробуем как это на практике.

Еще один пример модуляции в тональность второй степени родстварис. 3

В этом примере мы использовали замену Cm на B7+5. А почему так можно? Нужно взять сначала Cm7, заменить его на Cm6, что функционально одно и тоже, только дополнительная нота другая.

Потом в Cm6 заменить басовую ноту на Си (В), что и даст нам нужный аккорд. Это то же практически, что и тритоновая замена.

И мы через полученный таким образом аккорд перешли в другую тональность E (Ми мажор) и в ней можно сказать все тоже самое повторили, что и изначально в До мажоре. На рисунке общие отрезки отмечены зелёным.

В то же время мы "смешивали" До мажор с До минором, используя обращения аккордов - за счет этого у нас получился интересный, на мой взгляд, проигрыш.

Мажор с Минором мы комбинировали в тактах 3 и 4 например. В третьем такте доминанту, через которую мы переходим "туда и обратно" нам заменяет аккорд Em7, что как мы знаем по звуковому составу практически то же, что и G.

Аккорд же D9, относящийся к тональности До мажор у нас - это как мы уже знаем двойная доминанта.

Давайте теперь сыграем ноты с рисунка 3 и послушаем как это звучит.

Поделиться с друзьями
Читайте также
  1. Развитие темы в музыке с помощью модуляции
  1. Как сделать отклонение в субдоминанту необычно
  1. Как сделать модуляцию на четыре знака, использование к64
  1. Модуляция через доминантовый секундаккорд
  1. Пример модуляции из ля мажора в соль минор
  1. Модулирующая секвенция - пример
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]