Что такое диатоническая модуляция
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы узнаем о том, что такое диатоническая модуляция и как с помощью неё перейти из одной тональности в другую.
Мы уже говорили немного про то как делать модуляцию и про отклонение в статье о гармонии. Также у нас была статья про диатоническую шкалу. Вот шкала эта нам пригодиться сегодня - мы ведь будем делать диатоническую модуляцию.
Диатоническая модуляция совершается через аккорд, который является общим для двух тональностей его еще называют посредствующим аккордом.
Итак, давайте найдем две тональности с общим аккордом. Например, До мажор и Ми минор. В диатонической шкале Ми минора ведь есть аккорд До мажор - он отстраивается от шестой ступени в Ми миноре. То есть аккорд, являющийся тоникой в До мажорной гармонии является аккордом от шестой ступени (медиантой) в тональности Ми минор.
Аккорд До мажор в нашем случае называют посредствующим аккордом, он посредник между двумя тональностями и является также последним аккордом старой тональности. Далее нам нужен модулирующий аккорд или первый аккорд новой тональности.
Итак, сыграем аккорды первой тональности - ничего особенного это будет тоника, доминанта потом опять тоника. А в новой тональности сыграем субдоминанту, тонику, доминанту и тонику. Но сыграем особым образом используя обращения аккордов:
рис. 1
Давайте послушаем как это звучит: пример 1. Звучит красиво правда? Гораздо лучше чем если бы мы взяли просто аккорды, а не их обращения - это звучание создается за счет того, что самые высокие ноты аккордов находятся рядом друг с другом (это голосоведение) и чтобы так случилось нам и нужно использовать обращения аккордов - тогда можно не "скакать" туда сюда по грифу гитары например, а брать их удобнее.
Итак, что же за аккорды мы там написали на рисунке 1? Первый (I) самый обычный до мажор (трезвучие):
рис. 2
Второй аккорд V65 - это знакомое нам первое обращение доминантсептаккорда:
рис. 3
Четвертый аккорд (II65) - это обращение полууменьшённого аккорда от второй ступени (F#m7-5), что тоже, что и Am6:
рис. 4
Тут принцип тот же, что и в обращении доминантсептаккорда:
рис. 5
На рисунке 5 у нас немного необычно для нас происходит обращение, то есть септаккорд построен так, что ноты до и ми находятся далеко от басовых нот - в этом нет ничего такого можно трезвучия и септаккорды строить и таким образом. Да и обращением созвучие считается уже тогда когда именно в самом низу находится не тоника аккорда, а какая либо из других ступеней его составляющих, то есть необязательно чтобы ступени аккорда строго шли терциями и последовательно как у нас в статье об обращениях написано. У нас в басу оказывается третья ступень (нота ля) - это первое обращение септаккорда F#m7-5.
Далее обращение тонического трезвучия (ми минорного) новой тональности - это мы знаем. Принцип тот же в этом случае - мы две ноты переносим вверх это ми и соль, оставив в басу ноту си - это второе обращение трезвучия Ми минор, как мы знаем - оно и обозначается как "64". Второе обращение получается тогда, когда у нас не терция в басу остается, а квинтовый тон (или пятая ступень трезвучия):
рис. 6
Потом доминантсептаккорд - нота "г" как вы заметили на рисунке 1 - это означает, что мы использовали ноту (третью ступень) из гармонического ми минора, чтобы доминантовый аккорд наш был резким - в миноре так принято делать. Читайте об этом также в этой статье:
рис. 7
Ну и дальше просто ми минорное трезвучие - тоника новой тональности. То есть мы предыдущий аккорд разрешили:
рис. 8
Ну а как на гитаре это все звучит - пример 2. Также читайте статью про отклонение.
Итак, почему же именно диатонической модуляцией называется то, что мы сделали выше? Вы наверное догадались - потому что использовался в качестве общего или посредствующего аккорда диатонический (не изменённый с помощью альтерации) аккорд, встречающийся в диатонических шкалах как старой так и новой тональностях.
В статье использовалась информация из книги Должанского А. Н. "Краткий Музыкальный Словарь".
Владимир
23 Мая 2015 в 23:33
Игорь
25 Мая 2015 в 09:03
Олег
05 Марта 2017 в 11:54
Игорь
21 Марта 2017 в 12:01