Пример модуляции из ля мажора в соль минор
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы рассмотрим пример модуляции из Ля мажора, то как на практике это может выглядеть.
Как мы знаем у нас даже в одной тональности есть достаточно много возможностей для сочинения музыки.
Недавно мы соединяли аккорды друг с другом определённым образом и из этого у нас получалось что-то типа музыки. Кстати, вот как наша музыка звучала: http://gorstorehov.com/page/muzykalnaya-praktika#audio
Но в одной тональность со временем играть становится скучно и процесс игры на гитаре перестаёт приносить радость. И думаешь: "неужели на этом всё?".
В таком случае на помощь может прийти модуляция в другую тональность. С помощью неё можно здорово разнообразить свою игру. Мы уже во многих статьях её делали. Способов очень много.
Например, можно создать свою секвенцию: http://gorstorehov.com/page/perexod-iz-odnoj-tonalnosti-v-druguyu-pikkardijskaya-terciya.
В этой статье давайте перейдем из нашей исходной тональности (Ля мажор) в другую. Мы убедимся в том, что музыка сразу станет богаче и интереснее, а также поменяется её окраска.
Итак, допустим мы продолжаем играть музыку, что у нас получилась ранее. Продолжаем играть в Ля мажоре и в целом получили это:
рис. 1
Затем мы, для дальнейшего развития музыки, используем модуляцию. Будем модулировать в Gm.
рис. 2
Здесь мы в Ля мажоре используем ноты Си диез (2-ая повышенная ступень), ля и си. Нота си (которая не изменена с помощью альтерации) у нас выполняет роль связующей с нотой "до бекар" из аккорда новой тональности (их разделяет полтона и за счёт этого переход звучит хорошо).
Мы обозначили созвучие си диез и ля на рисунке 2 как II+1 что означает аккорд от второй ступени в ля мажоре с повышенной первой ступенью (не просто си, а си диез). Это можно назвать альтерированной субдоминантой (мы использовали здесь, уже знакомые нам правила ладовой альтерации).
Кроме того, мы можем думать, что нота си это недостроенный аккорд E7, который Доминанта в ля мажоре.
Первый аккорд новой тональности это субдоминанта для Соль минора - обращение аккорда До минор с терцовым тоном (нотой ми бемоль) в басу.
Затем у нас идет доминанта для тональности Gm (аккорд D9).В принципе после аккорда D7 (или D9) мы можем перейти в тонику Gm сразу, но мы берём еще уменьшенный септаккорд F#dim (который можно получить например в гармоническом Соль миноре вот так).
В нашем случае мы сделаем немного "по-хитрому". F#dim можно отнести как к тональности Gm, так и к G (Соль мажор). В G он получается из-за использования ноты гармонического мажора.
Далее мы представим этот аккорд как часть тональности G и будем играть далее в этой тональности. В ней же и закончим. Всё вместе у нас будет выглядеть так:
рис. 3
Если у вас есть вопросы задавайте их в комментариях буду рад ответить.
Сыграем и послушаем как же это у нас звучит:
Виктория
17 Марта 2019 в 17:22
Игорь
17 Марта 2019 в 19:39