Развитие темы в музыке с помощью модуляции
Здравствуйте, дорогие посетители сайта Gorstorehov.com. Порой мы хотим совершить модуляцию в другую тональность и не знаем как это правильно сделать. Допустим мы знаем какие-то правила для этого, но звучание получается не очень красивым.
Как же сделать так чтобы отклонения/модуляции происходили легко и непринуждённо и при этом звучали нормально?
В этой статье мы рассмотрим один подход, который поможет нам в решении данного вопроса.
На самом деле в музыке всё взаимосвязано. Для начала напомню, что есть квинтовый круг тональностей (читайте о нём здесь), где каждая новая тональность отличается на один знак от предыдущей.
Кроме того тональности с разницей в один знак являются друг для друга близкими или тональностями первой степени родства.
Вот допустим мы незнакомы с каким-то человеком. Если мы ни с того ни с сего подойдём к нему и завяжем дружескую беседу это может показаться странным, человек может нас не понять (это же чужой человек). Однако, если у нас есть друг, знакомый с этим человеком мы можем установить контакт через этого друга.
Не знаю хороший это пример или нет, но он примерно отражает суть того, о чём мы далее расскажем.
Как понять куда делать отклонение
Проблемы при отклонении/модуляции могут возникнуть если мы хотим перейти в тональность далёкую от исходной (далёкой означает с разнице от двух и более знаков) напрямую.
То есть мы можем перейти в далёкую тональность через более близкую к исходной.
Так, у нас будет звучать хорошо.
Например, переход из До мажора в си минор может звучать резковато. Однако, если мы перейдём сначала в ми минор (тональность первой степени родства для До мажора), а потом в си минор (близкая к ми минору тональность) это будет звучать хорошо и плавно (напомню, что мы можно сказать идём по квинтовому кругу в диезную сторону).
Более того мы можем так перейти и в ещё более далёкую тональность...
Если идти из си минора в диезную сторону - это будут тональности фа диез минор или Ля мажор.
Далее мы можем пойти на уменьшение диезов (перейти например в Ре мажор) или вновь на увеличение (перейти в Ми мажор или в до диез минор).
Такая схема даёт нам возможность делать переход в другую тональность не наобум, а осмысленно и осознанно.
Давайте так из До мажора перейдем в Ля мажор. Схема будет выглядеть так:
рис. 1
Разными цветами у нас обозначены разные тональности, мы чаще всего переходим через побочную доминанту от седьмой ступени (читайте подробнее про уменьшенный септаккорд ввДД7).
В конце же, когда мы окончательно переходим в Ля мажор у нас есть кадансовый квартсекстаккорд A/E.
А вот как это выглядит если записать в нотах:
рис. 2
Вообще мы можем сначала отклоняться в близкие тональности (1-ой степени родства) к исходной, не выходя за её пределы. Потом перейти в далёкую тональность (как на рисунке 1).
Эти приёмы и можно использовать для развития какой-то, придуманной нами темы.
Если у вас есть вопросы не бойтесь задавать их в комментариях.
Теперь послушаем как это звучит.