Лады народной музыки - дорийский лад, фригийский лад

лады народной музыки

В данной статье мы рассмотрим что такое лады народной музыки, то как они строятся и в чем их смысл. Прежде чем читать далее, рекомендую ознакомится со статьей о трезвучиях, где говорилось о том, как строить аккорды. Итак, начнем...

...Иногда в гармонии один аккорд звучит продолжительное время и хочется как-то разбавить его, да и вообще скучно, согласитесь, постоянно играть один и тот же аккомпанемент.

Тут и приходят на помощь лады. Вы могли слышать о них - это Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский. Сначала просто разберем как построить каждый из них и какие аккорды они обыгрывают.

Первый, в данной выше последовательности, ионийский лад характеризуется тем, что он мажорный, то есть отстроив интервалы этого лада от конкретной ноты мы получим мажорную гамму одноименной с этой нотой тональности. Ну вот, например возьмем ноту "ре"... отстраиваем следующие интервалы тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон - это и будет наш лад, который соответствует гамме ре-мажор:

ионийский лад

Вторым рассмотрим эолийский, его особенность в минорности. Поэтому, применив соответствующую формулу для его построения, мы получим минорную гамму. Формула следующая - тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон:

эолийский лад

Отстроив данную последовательность от ноты "си", получится си-минорная гамма или эолийский лад.

Два рассмотренных нами лада (ре-мажор и си-минор) являются параллельными тональностями, все остальные лады похожи на них. Определить, кстати параллельные тональности можно просто запомнив что всегда через малую терцию от минорного аккорда располагается мажорный, причем гаммы каждого из них имеют сходный звуковой состав.

Дорийский также является минорным и отличается от эолийского только повышенной шестой ступенью, следовательно строение его будет: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Применим это к ноте "ми" и в полученной гамме найдем трезвучие...

дорийский лад

как мы и говорили получился минорный аккорд ми (не забывайте, что аккорды строятся терциями, то есть ми - от нее терция получится соль, затем от соль терция - будет си, следовательно трезвучие = ми, соль, си).

Следующий на очереди фригийский отличается от эолийского лада только пониженной второй ступенью и имеет формулу:полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон. Его будем отстраивать от ноты фа-диез.

фригийский лад

Построили? теперь, как и в случае с дорийским посмотрим какой аккорд у нас образуется в найденной последовательности... трезвучие его будет фа-диез, ля, до-диез, следовательно аккорд фа-диез минор.

Лидийский является мажорным подобно ионийскому, но отличается от него повышенной четвертой ступенью, следовательно строение у него следующее: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. Постройте его от ноты соль.

лидийский лад

Как обычно теперь можно найти трезвучие...первая нота - соль...ля пропускаем, си оставляем...до-диез пропускаем, ре оставляем... трезвучие будет соль, си, ре, что соответствует соль мажору (G).

У миксолидийского строение тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон, получается понижением в ионийском 7-ой ступени. Применим это для ноты ля. Затем в полученной гамме от ля берём трезвучие...получится ля, до-диез, ми или аккорд A.

миксолидийский лад

Кстати, в данном случае если мы пойдем дальше и построим септаккорд, то есть добавив к нашему трезвучию еще ноту соль, то будет доминантовый септаккорд A7, во всех предыдущих мажорных ладах, сделав так мы бы получили maj (мэйдж).

Ну и, последний лад локрийский, как и предыдущий является особенным по сравнению с другими, если от первой его ноты взять септаккорд. Он минорный и формула его строения полутон-тон-тон-полутон-тон-тон-тон. Чтобы его получить нужно в эолийском ладе понизить 2-ую и 5-ую ступени.

локрийский лад

Возьмите теперь септаккорд локрийского лада от до-диез. Если вы все сделали правильно, то получается аккорд до-диез полууменьшенный (или Cm7-5).

Мы неслучайно строили описанные выше аккорды от конкретных нот, заметьте в них закономерность, это все ноты ре-мажорной гаммы. И от каждой из них мы построили свои трезвучия и септаккорды. Перечислим их по порядку:
1) Ре мажор(D);
2) Ми минор(Em);
3) Фа-диез минор (F#m);
4) Соль мажор(G);
5) Ля-7 (A7);
6) Си минор (Bm);
7) До-диез минор 7 -5 (C#m7-5 или полууменьшенный);

Заметьте, ноты аккордов выше входят также в гамму ре-мажор, то есть никаких диезов и бемолей, кроме до и фа.

Что же нам говорят все эти аккорды, зачем мы так усердно их строили? Помните, началось все с того, что нам было скучно играть постоянно одни и те же аккорды в аккомпанементе? Так вот теперь вы можете легко использовать целых семь аккордов вместо одного, все что вам нужно знать так это приведённую выше последовательность, каждой части которой соответствует свой лад. Неплохо правда?

Почему семь? Ведь это же все разные аккорды! Отвечаю... в случае выше все аккорды относятся к Ре-мажору, взяв их последовательно от ре до ре вы почувствуете, что мы развиваем именно тональность ре-мажор!

Знать то, что мы выше написали также полезно для обыгрывания тех или иных аккордов в гармонии. Играть тот или иной лад на соответствующий аккорд, кстати мы можем самыми разными способами, об некоторых из этих способах мы писали в статье: Как быстро играть на гитаре.

Лады народной музыки и аккорды-функции

Помните в статье гармония писалось о тонике, субдоминанте и доминанте? Сейчас, руководствуясь информацией, приведенной выше, о ладах мы расставим многие точки над "и" в этой теме. Вы уже знаете что тоника - это первая ступень, доминанту можно брать от 3-ей, 5-ой, 7-ой ступеней, субдоминанту от 4-ой, 6-ой и 2-ой, но какие именно аккорды от этих ступеней строить? Заметьте - мы перечислили ступени, которые соответствуют всем нотам главной тональности (которая тоника). Вы уже наверно догадались о чем речь. Если нет то скажу - каждому ладу соответствует своя функция, проверьте это с нашей главной сегодня тональностью ре-мажор... первый аккорд - тоника, ре-мажор, или ионийский лад, затем субдоминанта (2-ая ступень - ми-минор) или дорийский, третий - доминанта, т.е. фа-диез минор или фригийский и так далее...

Тот порядок, в котором мы перечисляли лады народной музыки в начале статьи выбран не случайно, это поступенный порядок построения аккордов-функций в мажорной гамме, в нашем случае от "ре" до "ре" или от тоники до тоники. В минорной гамме, тональности си-минор (параллельная тональности для ре-мажора), порядок нот, а соответственно и ладов такой же, только они идут подряд от "си" до "си".

Лады народной музыки

Названия аккордов по теории музыки

Нужно еще отметить чтобы не было путаницы. Если вы уже знаете теорию музыки, то вас может удивит то почему мы называем вторую ступень например субдоминантой, третью доминантой. Для начала я объясню почему мы так называем - это просто для упрощения, чтобы когда вы играете вы особо не заморачивались и легче запомнили бы какие аккорды можно брать в доминанте или субдоминанте, для практичности. В теории же музыки каждая ступень гаммы (а соответственно и аккорд, отстроенный от неё) имеет свое название:

Названия ступеней гаммы в теории музыки

На рисунке вы видите название каждой ступени гаммы пройдемся по ним. Приставка "суб-" перед названиями означает нижний, то есть ниже относительно тоники. Так, медианту от шестой ступени - называют субмедиантой, потому что она ниже тоники чем медианта от третьей ступени, также с доминантой и субдоминантой, верхний вводный тон тоже называется так потому что вторая ступень выше тоники, а седьмая ниже поэтому 7-ую называют нижним вводным тоном:

нижние и верхние ступени гаммы

Почему 2 и 7 ступени вводные? Потому что они обе тянутся в тонику, "вводят" в неё, с помощью них можно услышать какая тоника у нас, особенно сильно притягивается к тонике седьмая ступень, ведь она ближе к ней чем вторая. Да, еще интересно то, что обе вводные присутствуют в доминантовом аккорде в случае с тональность ре-мажор это аккорд A7, а мы знаем, что доминантовый септаккорд "тянется", требует разрешения в тонику - вот теперь знаем и за счет каких ступеней.

Насчет аккордов, которые мы строили в начале статьи работают все те же принципы - мы строили септаккорды, поэтому они по-научному будут называться так же как и ступени гаммы, от которых мы их строили, например септаккорд от второй ступени будет называться "септаккордом верхнего вводного тона" и так далее. Почему же мы так назвали их вначале странно - доминантами и субдоминантами? Потому что так проще - дело в том, что септаккорды от 5-й, 7-й, 3-ей ступеней очень похожи по звуковому составу - разница у них лишь в одной ноте, поэтому они звучать очень похоже и они в гармонии взаимозаменяемы, получается их все можно взять вместо доминанты. Аналогично и для септаккордов от 2-ой, 4-ой и 6-ой ступеней.

Поделиться с друзьями
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]