Как сделать модуляцию на четыре знака, использование к64
Здравствуйте, дорогие читатели сайта Gorstorehov.com. Если у вы уже умеете переходить (или отклоняться) в близкие тональности (первой степени родства), то наверняка вам иногда приходит в голову вопрос: "а как же перейти в далекую тональность?"
Недавно, листая книгу по гармонии, я наткнулся на интересные примеры, показывающие как перейти из одной тональности в другую, отличную от исходной аж на 4-ре знака при ключе.
Книга авторов: И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов.
рис. 1
Зачем писать об этом статью, ведь вы и сами можете прочитать? Думаю, что всё равно в этом есть смысл, ведь порой записи в таких книгах кажутся непонятными начинающим музыкантам.
Если же вы продвинутый музыкант, вам моё объяснение конечно же не понадобиться.
Итак, что же значит разница в 4-ре знака? Это когда мы из До мажора хотим перейти например в Ля бемоль мажор (по классически тональность называется As dur), то есть в далекую тональность (в нашем случае тональность второй степени родства).
Давайте сразу перейдем к примеру, чтобы посмотреть как это делается:
рис. 2
У нас показано три тональности До мажор (там где С в квадрате), фа минор (там где маленькая f) и Ля бемоль мажор (там где As).
У нас записано что трезвучие До мажор (С) одновременно является доминантой (D) в фа миноре, потом мы берём D65 (второй аккорд первого такта) для перехода в аккорд Фа минор - новую тонику. Она же является шестой ступенью в тональности Ля бемоль мажор.
Это, кстати получается происходит отклонение в 4-ую ступень в C-dur.
Затем у нас начинается отклонение в доминантсептаккорд тональности Ля бемоль мажор через уменьшенный вводный септаккорд седьмой ступени (второе созвучие во втором такте или ноты ре бекар + си бекар). Он обозначен как DDVII7.
И дальше переход в D7, предваряемый ещё и К64 (кадансовым квартсекстаккордом) тональности Ля бемоль мажор. И тоника новой тональности в такте 4.
Вообще кадансовым квартсекстаккордом мы всегда можем предварить D7, когда делаем в него отклонение через двойную доминанту (от любой ступени).
Это по смыслу то же, что и перейти в D7 непосредственно, но мы немного подготавливаем этот переход.
Вот так значит можно перейти в далекую тональность, так чтобы это звучало нормально.
По сути мы минорную субдоминанту в До мажоре (по-другому гармоническая субдоминанта или аккорд Fm) представили как аккорд 6-ой ступени в As dur.
Если у вас есть вопросы задавайте их в комментариях.