Гармония в музыке, модуляция в музыке

Гармония в музыке

Здравствуйте, уважаемые посетители. Сегодня мы поговорим о том как строится гармония в музыке, а также как совершается модуляция. Итак, мы с вами говорили о том, какие бывают основные аккорды и как каждый из них построить. Теперь возьмем к примеру аккорд до-мажор и создадим гармонию, начинающуюся с него.

Ну, сам до-мажор у нас отстраивается от первый ступени одноимённой гаммы и называется в данном случае тоникой (по названию ступени, от которой строили). Тоника показывает нам главную тональность гармонии, с неё мы начинаем квадрат, и именно к ней возвращаемся в конце.

Теперь возьмем четвертую ступень, которой будет нота "фа" и, используя нужные интервалы (как мы делали в статье обозначение аккордов) построим аккорд фа-мажор, это будет наша субдоминанта, аккорды данной группы служат для развития гармонии. После субдоминанты идет доминанта, возьмем её от пятой ступени гаммы (ноты соль) - получим соль-мажор. Особенность доминанты в её напряженности, требующей разрешения в тонику, также её отличительная черта в том, что через неё осуществляется переход в другую тональность (или модуляция). Но напряженной по звучанию доминанта получится только если взять не просто трезвучие G, а септаккорд G7 - в нем появится интервал тритон, дающий необходимую резкость и напряжение.

Как видите мы отстраивали от нужных ступеней одни и те же интервалы (б3+м3), получая при этом мажорные трезвучия, кроме случая с доминантой где мы взяли не три, а четыре ноты для получения доминантсептаккорда (или малого мажорного септаккорда от пятой ступени).

Нужно отметить, что после тоники может идти как субдоминанта так и доминанта, но после доминантовой группы только тоника.

Гармония в музыке - альтернативы T, S, D

Но было бы слишком скучно если бы мы могли строить аккорды только от трех ступеней гаммы до-мажор, поэтому у тоники, например есть два аккорда, которые можно сыграть вместо неё - они в теории музыки называются медиантами. Они строятся от шестой и третьей ступеней. У субдоминанты и доминанты же есть аналогичные замены - эти аккорды отстраиваются от ступеней 2-ой и 6-ой для субдоминанты и от третьей и седьмой для доминанты.

медианты для тоникирис. 1

Так, исходя из того, что у нас изображено на рисунке 1 в нашей гармонии в субдоминанте кроме фа-мажора могут использоваться аккорды ре-минор(II ступень) или ля-минор (VI ступень), в доминанте кроме G7 - Си-полууменьшённый (VII ступень) и Ми-минор (III-ступень). В тонике кроме до-мажора можно взять его медианты - это аккорды ля-минор (VI - ступень) и ми-минор (III - ступень). Но эта статья у нас базовая и подробнее об этих вещах читайте например в статье как самим находить родственные аккорды на гитаре или там где мы писали про лады народной музыки. В перечисленных статьях описано как мы определили, что эти аккорды очень близки по звучанию, а также почему надо брать именно эти созвучия от отмеченных на рисунке 1 нот, а не другие.

Модуляция в музыке

Мы уже выше сказали, что с помощью модуляции можно переходить из исходной тональности в новую. Как вы помните для совершения модуляции необходим аккорд доминантовой группы новой тональности.

Итак, давайте посмотрим, как же совершается модуляция - допустим у нас есть аккорд ми-минор (Em), который выполняет роль тоники, значит идем дальше по ми-минорной гамме и находим 4-ую ступень (нота ля) - от нее отстраиваем ля-минор (аккорд построенный от 4-ой ступени является субдоминантой), затем идем в 5-ую доминантовую ступень, взяв там аккорд си-семь. Далее идем обратно в тонику - Em. Это в принципе то же, что мы уже делали в начале данной статьи, но теперь продолжим созданную гармонию, совершив еще и модуляцию. Для этого надо выбрать какую-нибудь ноту нашей ми-минорной гаммы, которая будет тоникой новой тональности. Ну, допустим это будет нота ля и тональность, в которую мы собираемся прийти - ля-минор (то есть аккорд Аm).

Как мы помним для осуществления перехода нам нужна доминанта новой тональности, поэтому берем 5-ую ступень Ля-минора - это нота "ми" строим от нее доминантовый септаккорд (Е7). И, теперь можем смело идти на тонику, то есть в аккорд ля-минор. Вот вам простой пример модуляции в музыке.

модуляция в музыкерис. 2

Помните мы говорили, что субдоминанта не обязательна и служит для развития гармонии. Точно так же и при модуляции - мы можем, не возвращаться в тонику первой тональности (Еm), а взять вместо нее субдоминанту второй (Аm) - это будет нота ре, а аккорд соответственно - ре-минор:

модуляция через полный гармонический оборотрис. 3

На рисунке 3 у нас изображен вариант модуляции через полный гармонический оборот. Это потому, что мы использовали субдоминанту новой тональности перед доминантой, на рисунке же 2 мы сразу взяли доминанту и это можно назвать модуляцией через автентический оборот.

Поделиться с друзьями
Читайте также
  1. Развитие темы в музыке с помощью модуляции
  1. Как сделать отклонение в субдоминанту необычно
  1. Как сделать модуляцию на четыре знака, использование к64
  1. Модуляция через доминантовый секундаккорд
  1. Пример модуляции из ля мажора в соль минор
  1. Модулирующая секвенция - пример
  1. Переход из одной тональности в другую (пиккардийская терция, создание своей секвенции)
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]