Виды гармонических оборотов
Здравствуйте, уважаемые посетители сайта Gorstorehov.com. Сегодня мы продолжим разбирать гармонию и увидим как называются те или иные способы её создания. Раньше мы не вдавались особо в подробности и все, что мы знаем это то, что после тоники можно брать аккорды субдоминантовой (строятся от четвертой ступни гаммы) и доминантовой группы (строятся от пятой ступени). Еще мы рассказывали, что после доминанты должна идти тоника и что субдоминанта необязательна.
Все, что мы писали в статье о гармонии - это здорово, но многие способы построения, например когда играем без субдоминанты или без доминанты имеют свои названия. Аккордовые связи, которыми мы пользуемся называются еще гармоническими оборотами. С некоторыми из них мы и познакомимся в данной статье.
Итак, давайте разложим все, что мы знаем (а может еще и не знаем) "по полочкам".
Мы рассмотрели уже способ когда играют по схеме: T-S-D, этот вариант называют полным гармоническим оборотом или когда мы используем и субдоминанту и доминанту. Еще мы говорили, что субдоминанты может и не быть - тогда гармония у нас состоит из тоники и доминанты (или T-D). Такой вариант называют автентическим оборотом.
Однако, у нас есть и еще вариант "выбросить" из полного оборота доминанту оставив только тонику и субдоминанту, в этом случае то, что у нас получилось будет называться плагальным оборотом. Получается полный = автентический + плагальный.
Композиторы иногда используют еще один вариант, когда аккорд тоники заменяется на аккорд из параллельной тональности, например в случае если тоника у нас аккорд G мы берем вместо него параллельный ему Em. По-другому мы заменяем аккорд первой ступени на аккорд от шестой (если руководствоваться диатонической шкалой). Такой вариант возвращения не в тонику, а в родственный аккорд шестой ступени называется прерванным оборотом.
Все три описанных выше способа мы можем и должны использовать в построении аккомпанемента, это сделает наше звучание интереснее.
Примеры гармонических оборотов
Давайте конкретно посмотрим как мы можем использовать обороты описанные выше. Допустим, при использовании плагального оборота, если мы находимся в тональности ре-мажор, музыка у нас начнется на аккорд D, продолжится Соль-мажором (G). А дальше всё заново (то есть после субдоминанты G мы вновь переходим в тонику D):
При использовании оборота автентического мы будем играть, используя только аккорды Ре-мажор и Ля-семь:
Так, эти две последовательности (плагальный и автентический) можно скомбинировать, сыграв вот так:
После можем и полный гармонический оборот добавить. И после этого вернуться не в тонику ре-мажор в самом конце, а в параллельный ему аккорд от шестой ступени (Bm):
Возвращение не в исходный аккорд, а в Си-минор означает, что мы воспользовались еще и прерванным оборотом. Вот так на конкретном примере одной тональности мы и можем воспользоваться всеми описанными выше приемами. Так, у нас получилась более интересная гармония.
аноним
12 Марта 2015 в 18:58
_Скарлетт_2121_
08 Апреля 2015 в 15:24
Алла
15 Мая 2015 в 15:08
I'm music
11 Января 2016 в 17:29
Вера
13 Февраля 2017 в 21:07
София
27 Апреля 2019 в 08:47
АНАСТАСИЯ
14 Марта 2015 в 13:13
даша
28 Марта 2016 в 16:46
София
27 Апреля 2019 в 08:48
Le musique
08 Апреля 2015 в 15:30
Даша
17 Апреля 2015 в 11:27
рапрукервкекр
27 Декабря 2018 в 18:10
йкцУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ
27 Декабря 2018 в 18:11
Кейтти Мопс
15 Мая 2015 в 15:10
я
10 Марта 2016 в 21:51
Бро
17 Марта 2016 в 13:51
касарь
17 Мая 2016 в 01:43
мадина
04 Декабря 2016 в 20:13
Алексей
18 Декабря 2016 в 18:44
Лёва
25 Декабря 2016 в 21:16
Лёва
25 Декабря 2016 в 21:16
Я тюлень с:
28 Декабря 2016 в 12:01
Я тюлень с:
28 Декабря 2016 в 12:04
Игорь
01 Января 2017 в 16:10
Лейла
10 Января 2017 в 12:01
Ксюша
10 Апреля 2017 в 14:30
Семён
15 Мая 2017 в 17:36
Эльвина
23 Ноября 2017 в 20:13
Ирина
17 Октября 2018 в 19:03