Анализ музыкального произведения на примере Menuet BWV Ahn. 114
![Анализ музыкального произведения Анализ музыкального произведения](http://gorstorehov.com/picture/analiz-proizvedeniya/analiz-muzikalnogo-proizvedenia.jpg)
Приветствую вас дорогие читатели! На нашем сайте было уже достаточно статей, посвящённых тем или иным закономерностям построения музыки, много слов было сказано о гармонии, о том как строятся аккорды, об обращениях аккордов. Однако, все эти знания не должны лежать "мертвым грузом" и должны быть подтверждены на практике. Возможно кто-то из вас уже пробовал сочинять что-то своё используя модуляции, золотую секвенцию и так далее. Давайте сегодня попробуем посмотреть как многие из описанных уже нами в отдельных главах "компоненты" взаимодействуют все вместе. Сделаем же мы это на примере анализа полифонического произведения Иоганна Себастьяна Баха, которое можно найти в нотной тетради Анны Магдалены Бах (жены великого композитора). Анна Магдалена обладала хорошим голосом, но совершенно не знала нотную грамоту, поэтому специально для неё великий композитор написал, что-то вроде обучающего материала.
Кстати, тем кто только начал обучаться игре на фортепиано можно попробовать поиграть произведения из этой самой тетради, они очень хорошо подойдут для начала освоения навыка чтения с листа. Итак, давайте приступим к анализу произведения. В данном случае под музыкальным анализом я буду понимать нахождение аккордов которые, объясняют использование Бахом тех или иных нот в ведении мелодии. Конечно для полифонического произведения аккорды (или гармония) не особо нужны, так как в ней развиваются параллельно две линии, но всё же мне было интересно понять как работают те законы, о которых мы уже писали на практике. Что же это за законы?
1 Как работают функции - тоника, субдоминанта, доминанта (про это можете почитать в статье простая гармония, а еще про модуляцию там же);
2 Почему аккорды доминантовой и субдоминантовой функций могут браться не только от "стандартных" 4-ой и 5-ой ступеней гаммы, а от нескольких (ответ на это даёт эта статья).
3 Применение обращений T, S, D (это больше касается фортепиано, у нас также есть статья на эту тему);
4 Совершение модуляции в другую тональность.
Все вышеописанные способы разнообразить гармонию применяются в "Menuet BWV Ahn. 114" Баха. Давайте взглянем на него:
рис. 1
В первой статье мы подберём аккорды к первой части произведения до репризы...Итак, проанализировав первый такт нашего произведения мы видим, что состоит он из нот соль, си и ре. Это созвучие - аккорд соль мажор (G) он и есть тоника, то есть определяет тон, в котором будет всё произведение. После аккорда G в этом же такте идет движение в доминанту, а точнее в её обращение D43, об этом нам "говорят" наличие нот ля и до в конце 1-го такта, если их достроить то получиться созвучие ля-до-ре-фа диез или обращение обычной доминанты от пятой ступени (или аккорда D7), остальные же ноты проходящие. Во втором такте подойдет обращение первого аккорда - T6, мы сделали такой вывод потому что начинается такт с интервала си - ре и далее идет соль, то есть звуковой состав полностью соответствует этому обращению. В третьем такте первый интервал до-ми - это ноты до мажорного трезвучия только без ноты соль, до мажор в данном случае выполняет роль субдоминанты. Затем поступенное движение к обращению тоники - T6 в 4-ом такте (он такой же как и второй такт). 5-ый такт начинается с ля-до - что является не полным аккордом ля-минор или субдоминанты от второй ступени для тональности G.
рис. 2
Как видно на рисунке 2 субдоминанта от второй ступени обозначается с помощью добавления римской цифры 2 к букве S.
Проводим анализ музыкального произведения дальше...6-такт начинается с гармонического интервала Соль-си, который, как вы уже догадались является частью нашей тоники или аккорда G, следовательно его мы и берём здесь. Затем через поступенное движение вниз мы приходим в доминанту в 7-ом такте, об этом говорит наличие созвучия ре-фа, если его достроить, то получится аккорд Ре-семь или доминанта от 5-ой ступени тональности соль-мажор. После доминанты D7 в том же такте мы берём вновь тонику T53 (G), так как опять же мы видим гармонический интервал соль-си (гармонический кстати означает что ноты интервала берутся одновременно, а не друг за другом). Восьмой такт содержит ноты ре-ля (си там как проходящая), они также является звуками из аккорда D7, остальные же, составляющие его ноты (фа-диез, до) здесь просто не используются. Девятый такт почти такой же как первый, правда интервал на его сильной доле (созвучие си-ре) является обращением тоники, а не собственно тоникой как в первом такте, поэтому мы и берем аккорд T6, все остальное также. 10-ый такт содержит на первой доле ноты соль-ре - снова "недостроенный" аккорд T53 или G.
рис. 3
На рисунке 3 обозначены выше проанализированные аккорды.
Идем далее...11-ый такт начинается с нот до-ми, что как мы уже говорили является частью аккорда До-мажора и это значит снова субдоминанта от четвертой ступени S53. Двенадцатый такт содержит звуки си-соль (они на первой доле) это T6 или обращение нашей тоники. В 13-ом такте нужно обратить внимание снова на первое созвучие - ноты ля и до - это вновь аккорд ля-минор или Субдоминанта от второй ступени. За ней (в 14-ом такте) идет T53 или тоника, что определено нотами соль-си (две первых ноты соль-мажорного трезвучия). 15-ый такт подразумевает обращение субдоминанты от второй ступени (или Am), то есть в басу становится не "ля" а "до", причем "ля" переносится на октаву вверх. Называться созвучие будет секстаккордом, собственно мы и имеем звуки до-ля на первой доле - то есть крайние звуки данного обращения. Ну и 16-ый такт завершает первую часть произведения и знаменуя его окончание возвращением в тонику, ну и звуковой состав нам это также подтверждает (нота соль).
рис. 4
На этом мы пожалуй и закончим с первой частью нашего анализа. На картинках вы видите точные обозначения того, что играется в менуэте (T,S,D - и цифрами рядом - их обращения), а в самом верху чёрным цветом - аккорды, которым они соответствуют. Вы можете попробовать их сыграть и на гитаре, что будет попроще - ведь там нет такого разнообразия обращений, но свои нюансы конечно же также присутствуют. Даже по этой первой части вы узнали как проводится анализ музыкального произведения, и если вы не увлекаетесь классической музыкой вы все равно можете использовать тот подход, который мы продемонстрировали для разбора любой другой композиции, ведь суть одна и та же.
АЛЕКСЕЙ
09 Января 2015 в 21:49
Игорь
22 Мая 2015 в 00:05
Алексей
24 Ноября 2015 в 23:37
Игорь
25 Ноября 2015 в 12:15
Игорь
25 Ноября 2015 в 13:38
Алексей
24 Ноября 2015 в 23:38
Игорь
25 Ноября 2015 в 12:16
Андрей
09 Декабря 2015 в 16:39
Игорь
09 Декабря 2015 в 22:34