Интервалы в музыке, виды интервалов, построение интервалов

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье поговорим про интервалы в музыке, увидим какие виды интервалов выделяют, а также про построение интервалов.

Интервалы в музыке имеют качественную и количественную характеристики. Качественная обозначает количество тонов и полутонов в интервале, количественная отражает число ступеней в нём.

Интервалы бывают большими и малыми (в этом случае пишут букву "м" или "б" - это качественная характеристика), а также чистыми (пишут "Ч"). Цифры рядом с буквами в названии (например, м3) означают число ступеней в интервале (это количественная характеристика).

Число ступеней в названии произносятся как числительные на латыни: прима - 1, секунда - 2, терция - 3, кварта - 4, квинта - 5, секста - 6, септима - 7, октава - 8. Так м3 переводится как малая терция, б3 - большая терция.

Большой интервал (в названии которого есть "б") больше малого (в случае одинакового количества в них ступеней) на один полутон всегда.

Давайте посмотрим теперь какие интервалы являются резкими (диссонансами), а какие мягкими (консонансами):

1 Мягкие - терции, сексты, пустые (к пустым относят чистые интервалы: ч1 - чистая прима; ч4 - чистая кварта; ч5 - чистая квинта; ч8 - чистая октава). Стоит здесь упомянуть, в приме расстояния между нотами нет (0 тонов), на практике когда подряд играется одна и та же нота это и есть прима.

Также ч4, ч5, ч8 называются чистыми потому что они неизменны, нет их больших и малых вариантов. Еще их за эту особенность называют совершенными консонансами.

Терции же и сексты могут иметь мажорное (б3 и б6) звучание или минорное (м3 и м6). Поэтому их называют еще несовершенными консонансами.

2 Резкие. Тритон - называется так потому что между 2-мя нотами ровно три тона, причем также его называют ув4 (увеличенной квартой) или ум5 (уменьшенной квинтой).

Следующий диссонанс - секунда. м2 - малая секунда отличается расстоянием между нотами всего в полтона, за счет чего обладает самым резким звучанием, в б2 (большой секунде) как вы поняли один тон. Последний резкий интервал - это септима. Бывает также большой (б7 - 5,5 тонов) и малой (м7 - 5-ть тонов).

Интервалы также называют мелодическими если они используются в мелодии (ноты в них играются раздельно) или гармоническими (если две ноты играются вместе).

гармонический и мелодический виды интерваловрис 1

Важная тема - это обращения интервалов. Обращение - это когда нижний звук интервала (его еще называют основанием) переносят на октаву вверх или верхний звук (вершину) переносят вниз на октаву.

При обращении с интервалами происходят некоторые метаморфозы. Один интервал превращается в другой, например так:

обращение чистой квартырис 2

На рисунке 2 вы видите, что при перенесении верхнего звука в чистой кварте вниз на октаву получается чистая квинта.

С обращением других интервалов вы тоже можете познакомится в статье о разнице между увеличенной квартой и уменьшенной квинтой к примеру. И обращения терций и секст тоже таят в себе некоторые особенности.

Да, как правильно считать ступени в интервалах (те самые цифры в названиях)? Если у нас в названии пишется цифра четыре значит между двумя нотами изображаемыми на нотном стане должно быть ровно четыре ступени. Так для ч5 изображенной на рисунке 2 мы считаем ступени так: фа - 1, соль - 2, ля - 3, си - 4, до - 5. Вот как раз от "фа" до "до" наша квинта и получилась.

Мы знаем когда надо писать "м", "б", "ч" в названиях, а что значит "ув" и "ум"? Представим, что у нас на нотном стане число ступеней между вершиной и основанием интервала должно быть 2, а расстояние между ними должно равняться 1,5 тона. В этом случае мы не можем написать м3, ведь цифра должна отражать именно количество ступеней (нам же надо 2-ве, а не три ступени), но и б2 написать тоже не можем, тогда расстояние будет отражаться не то (нам нужно 1,5 тона, а в б2 только 1). Поэтому мы и можем в таких случаях написать увеличенная секунда (ув2).

увеличенная секундарис 3

На рисунке 3 изображены два одинаковых на слух созвучия, а записали мы их по-разному.

На самом деле вариантов использования "ув" и "ум" множество. Уменьшать и увеличивать можно абсолютно все интервалы, главное понять принцип, что мы выше описали.

Также стоит отметить, что если консонансы не требуют разрешения, то диссонансы требуют - они "тянуться" к консонансам. Так, малая септима разрешается в большую сексту, а большая септима в чистую октаву. В то же время секунды - это те же септимы по звуковому составу, стоит лишь сделать их обращения.

обращения септим, секунд и их разрешениярис 4

Суть разрешения в том чтобы резкий интервал перешёл в более спокойный (мягкий). На рисунке 4 малую секунду можно еще разрешать также как и большую в м3 (ноты "фа-диез+соль" в "ми+соль").

Все интервалы, что мы рассмотрели выше являются простыми. Они находятся в пределах одной октавы. Также есть составные - они величиной больше октавы (например, нона - 9, ундецима - 11, терцдецима - 13), но по звуковому составу они такие же как простые.

Простые и составные интервалы в музыкерис. 5

Например, представим, что у нас гамма натуральный до-мажор и мы берём ноты "до" и "ре" одновременно. Получится простой интервал б2. Если мы в нем перенесём ноту ре на октаву вверх, то у нас получится уже нона или б9. В этом вся разница, в гитаре как раз составные интервалы часто добавляются как надстройки к аккордам, например помните мы писали про доминантсептаккорд - вот там составные интервалы у нас используются (9, 11, 13).

Обращение составных интервалов немного другим будет - мы перемещаем верхний звук на октаву вниз, нижний на октаву вверх одновременно.

Интервал в импровизации

О строении мы поговорили, теперь о практике...Как же разнообразить нашу импровизацию при помощью интервалов? Все просто - обычно, мы последовательно играем ноты гаммы, например "ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля"...По-другому можно сказать, обыгрываем гамму ля-минор секундами, большими и малыми. И, действительно, от "ля" до "си" - большая секунда, от "си" до "до" - малая и так далее. Ничто не мешает брать другие интервалы от каждой ноты того же ля-минора. Например, играя терциями мы берем ноты гаммы не последовательно, а от каждого её звука по-порядку отстраиваем терцию.

играем гамму терциям

Точно так же гамма обыгрывается секстами, квартами и так далее. Таким образом, при чередовании различных интервалов мелодия получает разнообразие.

Простое построение интервалов

Иногда не очень просто быстро построить какой-то интервал. Поэтому для этого существуют формулы, прямо как в математике. Так как чаще всего мы используем простые интервалы, и самый большой из них октава, то по ней мы и будем ориентироваться, вот формулы, наглядно показывающие как это делать:

Ч1(прима) = 0 Тонов;
Ч8 (октава) = 6 Тонов;
м2 (малая секунда)= 0,5 Тона;
б7 (большая септима) = ч8 - м2 =5,5 Тонов;
б2 (большая секунда)= 1 Тон;
м7 (малая септима) = ч8-б2 = 5 Тонов;
м3 (малая терция) = 1,5 Тона;
б6 (большая секста) = Ч8 - м3 = 4,5 Тона;
б3 (большая терция)= 2 Тона;
м6 (малая секста) = Ч8 - б3 = 4 Тона;
Ч4 (чистая кварта) = 2,5 Тона;
Ч5 (чистая квинта) = 3,5 Тона;
ув4 (увеличенная кварта) = 3 Тона;
ум5 (уменьшенная квинта) = 3 Тона.

Поделиться с друзьями
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]