Анализ прелюдии Иванова Крамского
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы начнём проводить анализ прелюдии композитора Иванова Крамского, возможно найдем кое-что интересное для себя.
Мы уже разбирали как-то Вальс этого композитора, который звучал очень даже неплохо (слушать вальс). Вдвойне приятно знать, что именно играется в композиции, так как можно применять эти приёмы и в своей музыке.
Теперь давайте посмотрим на ещё одно очень классное произведение, в котором тоже можно найти разные интересности.
Оно достаточно большое, поэтому не факт, что мы разберём его полностью, но начало нашему анализу мы положим в этой статье.
Итак, в этой статье разберём первый отрезок прелюдии.
рис. 1
Послушаем этот отрезок:
Итак, для начала нам надо определить тональность, чтобы правильно распознать аккорды и их функции. Мы кстати уже занимались определением тональности в этой статье: http://gorstorehov.com/page/kak-opredelit-tonalnost.
Мы писали там, что надо посмотреть на знаки альтерации стоящие при ключе. У нас здесь до диез и фа диез. Но представим, что мы не знаем ключевых знаков. Что делать в этом случае? К тому же у нас с одинаковыми знаками при ключе могут быть аж две тональности...
Если просто анализировать звуковой состав аккордов, то может получиться, что первый аккорд (ноты cи + ре + фа диез + соль) - это обращение аккорда Gmaj7. В этом случае на ноте соль (допустим мы подумали, что это у нас тоника, с которой обычно и начинается композиция) должна звучать как тоника и если её взять после проигрыша, то в музыке должно быть ощущение полной завершенности. Попробуем. Сыграем немного проигрыш и разрешим в ноту соль.
Как слышите на ноту соль нельзя разрешить, музыка требует какого-то продолжения. А теперь попробуем ноту си:
Ну вот теперь совершенно ясно, что тоника у нас нота си (она "ставит точку" в музыке) и аккорд получается Си минор (что также нам подходит если смотреть на ключевые знаки).
Теперь, зная тональность, мы уже можем примерно догадываться какую функцию несут в себе остальные созвучия (ведь мы же с вами знаем (отсюда: http://gorstorehov.com/page/ladi-narodnoy-muziki), что тональность - это не один аккорд (в нашем случае си минор), а много). Также теперь мы будем примерно иметь представление, что нас ожидает в плане совершения модуляций и так далее.
Значит в первом такте у нас аккорд Си минор, в котором мелькает нота соль, которая повышенная пятая ступень (+5) для этого аккорда, то есть просто добавочная нота, которая добавляет к стандартному трезвучию Си минор дополнительную окраску.
Вообще в рассматриваемом произведении интересное звучание создают, как раз дополнительные ступени.
Второй аккорд можно рассматривать как доминанту для нашей минорной тональности.
Как мы уже писали в статье про лады народной музыки мы можем от каждой ступени гаммы построить аккорды. Можем построить трезвучия или септаккорды, а можем и нонаккорды.
рис. 2
Аккорд во втором такте нашей прелюдии - это F#7-9 (ноты ля диез + ми + фа диез + соль). То есть это гармоническая доминанта. Получается это созвучие в гармоническом Си миноре от пятой ступени (правда берём не трезвучие, не септаккорд, а нонаккорд).
Кстати, за счёт присутствия одинаковых звуков в аккордах (нот фа диез и соль) у нас переход из одного созвучия в другое звучит хорошо. Это голосоведение.
Следующий аккорд (такт 3 на рисунке 1) можно назвать B7 (ноты ля + ре диез + фа диез + си) с дополнительным звуком (нотой соль - повышенной 5-ой ступенью). B7 в тональности Bm мы можем рассматривать как побочную доминанту или доминанту к субдоминанте (созвучию Em).
Далее мы видим как раз этот аккорд (звуки соль + си + ми). Получается B7 это доминанта к аккорду Em.
Ход B7 | Em можно назвать также модуляцией в другую тональность (первой степени родства к исходной) из Bm в Em или отклонением в случае возвращения назад в Bm (помните мы писали о том, что для совершения модуляции нам нужен аккорд доминантовой группы новой тональности здесь: http://gorstorehov.com/page/garmoniya вот у нас ещё один пример того, как это может выглядеть на практике).