Золотая секвенция или кварто квинтовый круг, тритон и его функции

золотая секвенция

В данной статье мы вновь поговорим о гармонии, а точнее о наших возможностях в её построении. К этой же теме можно отнести и статьи в разделе импровизация о ладах народной музыки, советую также ознакомится с ними, ведь то что мы сейчас рассмотрим - развитие той же темы...Сегодня же речь пойдет о секвенции, точнее о золотой секвенции. Для начала, что бы не заставлять вас лезть в поисковик за определением. Секвенция - это повторение на разной высоте одного и того же гармонического или мелодического оборота. Рассматриваемая ниже секвенция - это гармонический вид.

А вот этот, например - мелодический.

секвенция - мелодическая

То есть повторение одной и той же мелодии, но на разной высоте.

Золотая секвенция (еще её называют кварто квинтовый круг или квинто квартовый) очень популярна - вы часто можете слышать её в эстрадной музыке, например в музыке Игоря Крутого. Использование её - это один из способов быстро сочинить что-нибудь красивое. Ярким примером того, как она звучит является джазовая вещь - All The Things You Are.

Чтобы получить начало квинто квартового круга, нужно взять любой минорный аккорд и отстроить квинту вниз от первой ноты (тоники) гаммы его тональности (Это первый способ как её начать в самом конце статьи будет рассказано о втором, но отличий практически нет).

От полученной ноты берется также минорный аккорд (можно обычный минор, а можно минорный септаккорд взять - по вкусу). Затем вновь отсчитываем четыре ноты (кварту) уже вверх и, от полученной ноты, берем доминантовый септаккорд. И далее в том же духе - квинту вниз, кварту вверх и от получаемых нот берем аккорды (поэтому, собственно, и называется квинто-квартовый круг). Смысл, я думаю, ясен, но нужно закрепить теорию конкретным примером. Пойдем от ноты ля, так как золотая секвенция берется только в миноре, то и аккорд будет ля-минор, возьмем его вот так:

золотая секвенция - аккорд Am7

Через квинту вниз отстоит нота ре, поэтому следующий аккорд ре-минор.

золотая секвенция - аккорд Dm7

Кварта вверх и получаем ноту соль и аккорд G7:

золотая секвенция - аккорд G7

Квинта вниз от соль и будет нота до и аккорд C (но мы взяли мэйдж вместо него, что ничего не меняет, только звучание... чуть-чуть украшает).

золотая секвенция - аккорд Cmaj

Отстраиваем кварту вверх, опять, и получаем ноту фа, а от нее фа-мажор.

золотая секвенция - аккорд Fmaj

Вновь квинта вниз по гамме исходного аккорда ля-минор получим ноу си и аккорд от неё - полууменьшенный или Bm7-5.

золотая секвенция - аккорд Bm7-5

На этом месте немного прервемся и проанализируем все аккорды, которые у нас получились...как вы думаете почему мы брали от звуков, получаемых при построении квинт и кварт именно эти аккорды? Вы наверняка заметили, что все ноты, которые их составляют относятся к гамме ля-минор, то есть никаких диезов и бемолей ни в одном из аккордов не наблюдается. Если вы читали статью о ладах народной музыки, то уже поняли - все эти аккорды - это просто развитие главной тональности ля-минор, единственная разница между ними - это лады, в которых они выстраиваются. То есть первый аккорд - Am7 - эолийский лад, Dm7 - дорийский, G7 - миксолидийский, Cmaj - ионийский, Fmaj - лидийский, Bm7-5 - Локрийский. Дальше, если следовать нашей логике, должен идти аккорд Em7 (фригийский лад) и его собственно можно там взять, но чтобы подчеркнуть законченность нашего круга золотой секвенции в нем следует повысить третью ступень, получив тем самым (за счет образования тритона между нотами ре и соль-диез) мажорный доминантовый септаккорд (или E7). То есть седьмым аккордом круга будет E7:

золотая секвенция - аккорд E7

После этого аккорда круг начинается заново. Здесь охарактеризуем немного тритон, в чем его сила? Как мы уже выше сказали, благодаря тритону аккорд ми стал доминантовым, а что характерно для доминанты? Правильно - напряженность требующая разрешения в тонику... Так вот, напряжение в аккордах доминантовой группы создает как раз тритон. Наблюдается тритон и в полууменьшенном и в уменьшенном аккордах (также используются в доминанте), но уменьшенный - максимальный по напряжению. Следовательно, аккорды содержащие тритон, как правило, требуют разрешения.

Так, с тритоном разобрались, еще пару слов о золотой секвенции. Мы её строили по принципу - квинта вниз, кварта вверх, но бывает, встречается и по-другому. Также первый аккорд - ля-минор может браться по шестой струне на пятом ладу и следующий за ним ре-минор будет находится уже через кварту вверх (на пятом ладу пятая струна). Так получается не квинто квартовый круг, а кварто квинтовый круг, но суть от этого не меняется. Ну, а дальше как раньше - от ре-минора квинта вниз(будет соль), кварта вверх и так далее, та же золотая секвенция, но ниже по высоте.

Поделиться с друзьями

Комментарии

Добавить комментарий

Имя

Сообщение

   

:)[music]