Альтерированная субдоминанта - анализ интересных моментов из Лунной сонаты
Здравствуйте, уважаемые посетители. В этой статье мы увидим, какие интересные приёмы (в том числе альтерированная субдоминанта) используются в одном из переложений Лунной сонаты Л. В. Бетховена для гитары.
В Лунной сонате Л. В. Бетховена, звучание очень своеобразное и интересное. Но что же играется с теоретической точки зрения? Давайте разберём некоторые моменты из этого произведения (Одного из переложений).
Момент первый - доминантсептаккорд
Первое о чем мы скажем - это то, как можно сыграть доминантсептаккорд. Вот допустим у нас тональность До мажор и самый обычный аккорд G7 выглядит так, как мы знаем.
рис.1
А вот, как играется G7 в одном из отрезков переложения Лунной сонаты.
рис.2
То есть в басу звучит не тоника (нота соль), а другие ноты. Достаточно интересно - давайте послушаем ноты с рисунка 2.
Звучит необычно и интересно, но, казалось бы - все ноты из аккорда G7. Получается и используя лишь арпеджио аккорда можно сыграть интересно.
Также интересно сыгран доминантсептаккорд в этом отрезке нашего произведения.
рис.3
Тут уже другая тональность и доминанта (A7) переходит в тонику (Dm). И тут тоже используются обращения этих аккордов (например, последние три ноты такта - это Dm7 с терцовым тоном (нотой фа в басу).
Давайте послушаем как звучат ноты с рисунка 3
Кстати, мы писали интересные вещи про то, как можно использовать доминантсептаккорд для модуляции. В разбираемом произведении есть похожие вещи.
Момент второй - альтерированная субдоминанта второй ступени в миноре
Рассмотрим этот отрезок, рассматриваемого произведения:
рис.4
В нем используется пониженная вторая ступень (нота ля бемоль) соль минорной гаммы. Из-за её использования у нас появляется аккорды Ab и Abmaj7 вначале первого такта на рисунке 4. Затем уменьшенный септаккорд F#dim7 (что является септаккордом повышенной 7-ой ступени в миноре).
А D7 - это просто стандартная доминанта (гармоническая) для тоники Gm.
Ну и послушаем как звучат ноты с рисунка 4
Момент третий - альтерированная субдоминанта в мажоре
А вот еще один отрезок, где можно видеть альтерированную субдоминанту второй ступени в мажоре.
рис.5
Это аккорд Abmaj7, который получился из минорного аккорда второй ступени (Am7) понижением первой и пятой ступеней (или 1-ой и 6-ой ступеней для главной тональности - G).
Далее идёт аккорд Cm, что гармоническая субдоминанта в соль мажоре (с пониженной 6-ой ступенью - нотой ми бемоль вместо ми)
Далее обращение Ab7. Ab7 - это тритоновая замена доминантсептаккорда D7 в тональности Соль мажор. Далее Ab7 логично разрешается в тонику G.
В самом первом такте мы видим, кстати, как минорный аккорд становится мажорным (Gm плавно меняется на G), что очень похоже на пиккардийскую терцию, о которой мы также писали.
Итак, давайте послушаем как звучит последний отрезок произведения.