Обращение трезвучий и септаккордов на примере тоники, субдоминанты и доминанты

Статья про обращение аккордов

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта gorstorehov.com. Сегодня мы узнаем про то, что такое обращение аккордов, в частности про обращение трезвучий и септаккордов. В гармонии, как вы помните, существует понятие тоники, субдоминанты, доминанты, иногда можно встретиться со специальными обозначениями данных групп.

Они используются в классической теории музыки, а также могут служить удобным средством для быстрого и понятного обозначения любой гармонии. Основываются данные обозначения на том, чтобы не просто отметить аккорды композиции друг за другом (как обычно мы их видим: Am | Dm | G7 и др.), а отразить именно функцию, которую выполняет то или иное созвучие.

Человеку, который смотрит на такую запись, если он знаком с теорией, не составит труда соориентироваться в ней. Итак, что же это за варианты записи, о которых мы говорим? Они обозначаются следующими буквами T, S, D. Не трудно догадаться, что латинские буквы обозначают как раз функцию, которую мы должны построить. Т - это тоника, S - субдоминанта, D - доминанта.

Если мы видим запись T, S, D, то это значит мы должны построить "стандартную" гармонию, этот вопрос мы рассматривали в этой статье о простой гармонии. Значит тоника - аккорд от 1-го звука гаммы, субдоминанта от 4-ого, доминанта от 5-го. Но каждую функцию из этой схемы можно представить еще несколькими способами. Я говорю про обращение аккордов, мы их уже немного коснулись в статье о разнице между секстаккордом и аккордом с секстой. Настало время поговорить подробнее на эту тему. Итак, начнём с тоники.

Обращение трезвучий: тоника

Тонику можно взять тремя способами, первый способ это собственно мажорное или минорное трезвучие, построенное терциями, также ноты, составляющие его, можно назвать коротким арпеджио, к примеру. Его обозначают как T53 или просто буквой T. Построить Т53 можно следующим образом - берётся любая нота, она будет первым звуком нашего аккорда (или тоника, читайте статью о трезвучиях, дабы проанализировать то, что получается) и от неё берутся интервалы, записанные рядом с буквой Т, квинта(цифра 5) и терция(цифра 3):

тоника T53

Полученное трезвучие называют терцквинтаккорд. Для продолжения развития тоники нужно сделать обращение, только что построенного трезвучия (получается перенесением самой низкой его ноты на октаву вверх). То созвучие, которое образовалось называется секстаккорд или T6 (так называется из-за интервала сексты, разделяющего самый низкий и самый верхний его звуки), терция здесь не упоминается.

тоника T6

Следующий вариант также обращение, третье по счету и получается перенесением в секстаккорде нижней ноты на октаву выше. Полученное трезвучие будет называться квартсекстаккордом и обозначаться будет так - Т64.

тоника T64

Вот таким образом в теории музыки интерпретируются буквенные обозначения типа T53, T6, T64. Причем то, что мы выше рассмотрели удобно использовать на пианино, на гитаре вообще построение аккордов совершенно не такие, что обусловлено особенностями конструкции данного инструмента. Также можно сказать, что все три вышеописанные трезвучия - один и тот же аккорд - C (до-мажор, мы взяли его для примера).

Обращение субдоминантового трезвучия

В субдоминанте у нас также как и в тонике есть целых три варианта как взять нужное трезвучие. Вы знаете, что от четвёртой (субдоминантовой) ступени в мажорной тональности берётся также мажорный аккорд. Почему именно мажорное трезвучие рассказано в статьях о ладах. Мы рассмотрели тоническое трезвучие на примере до-мажора выше, поэтому и субдоминанту будем рассматривать как продолжение этой тональности. Взяв субдоминанту "как обычно" от 4-ой ступени мы получим мажорное трезвучие, по-другому оно будет называться S53 или просто S, то есть субдоминантовый терцквинтаккорд.

обращение трезвучий - субдоминанта S53

Получившийся у нас аккорд - Фа-мажор, теперь найдём его другие "варианты". По аналогии с T строим его обращение. Снова необходимо переместить нижнюю ноту выше на октаву. Так получается S6 или субдоминантовый секстаккорд.

субдоминанта S6

Следующее обращение, образуется с помощью перенесения в S6 нижнего звука на октаву выше, так получается S64 или субдоминантовый квартсекстаккорд.

субдоминанта S64

Ну в общем все то же самое, что и с тоникой делали. Получается есть целых три варианта того как взять один и тот же субдоминантовый аккорд, получаемый на 4-ой ступени и их вы также можете использовать на своё усмотрение.

Обращение Доминанты, её разрешения

Теперь рассмотрим то же самое для доминанты. Она берётся от 5-го звука основной тональности и на сей раз это будет не просто трезвучие, а септаккорд (чтобы получился именно напряженный звук доминанты). В случае тональности C, которую мы взяли для примера, нужный нам аккорд будет - G7. Здесь принцип тот же самый, что и с обращением трезвучий, описанных выше - переносится басовая нота всегда вверх на октаву. Но в доминанте есть тритон - этим она отличается от аккордов от 1-ой и 4-ой ступеней, она требует разрешения. Давайте поэтому еще и её разрешение посмотрим.

Тут нужно упомянуть принцип ладового тяготения, который совсем несложный и вы его можете сами проверить.

Например, в тональности До-мажор, возьмите "ре" и послушайте как звучит эта нота, она тяготеет в "до", затем возьмите "фа" - она будет "тяготеть" в "ми", а потом "ля", она будет разрешаться в "соль", ну и "си" тяготеет в "до".

Теперь вернёмся к нашему доминантсептаккорду Соль-семь (G7). Он будет называться по-другому D7, где цифра семь обозначает расстояние между его крайними звуками (септима).

доминанта D7

Разрешаться он будет благодаря принципу ладового тяготения, описанному выше, следующим образом:

разрешение доминанты D7

То есть фа в "ми", а "соль, си, ре" в "до". Да вот нота "соль" казалось бы, а разрешается в "до" - она же устойчивая. Ну это потому, что хоть нота "соль" и устойчивая в До мажоре все равно она тянется к "до", только меньше чем описанные нами выше неустойчивые ступени к своим устойчивым.

Следующее обращение нашего аккорда называется D65 или доминантовый квинтсекстаккорд, получается он перенесением самого низкого звука в доминантсептаккорде на октаву вверх:

доминанта D65

Этот аккорд разрешается следующим образом:

разрешение доминанты D65

"Си" и "ре" разрешаются в ноту "до", фа в "ми", соль не разрешается, так как она и так устойчивая. Следующий вариант доминантового септаккорда получается перенесением на октаву вверх нижнего звука в предыдущем D65. Получившееся созвучие будет называться D43 или терцквартаккорд.

доминанта D43

Он разрешается вот так:

разрешение доминанты D43

Ну и последнее обращение называется D2 и получается он перенесением нижнего звука в D43 на октаву вверх. Цифра два означает интервал секунду, который лежит в основе звучания данного аккорда.

доминанта D2

Данный вариант также имеет своё разрешение:

разрешение доминанты D2

Здесь всё то же самое - неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые - "фа" в "ми", "ре" и "си" в "до". Таким образом, мы закончили рассмотрение доминантового септаккорда и его возможных обращений.

Как видите, мы имеем множество возможностей разнообразить свой аккомпанемент на клавишных инструментах и возможность выбирать какое обращение аккордов взять на месте T,S и D.

Поделиться с друзьями

Комментарии

Добавить комментарий

Имя

Сообщение