Музыкальный анализ композиции Иванова Крамского
Здравствуйте, уважаемые посетители. В этой статье мы выполним музыкальный анализ вальса Иванова-Крамского. Так как мы уже многие вещи знаем о музыке, давайте попробуем проанализировать отрывок вальса русского композитора, игравшего на гитаре Иванова-Крамского Александра Михайловича. Применим таким образом полученные ранее знания.
На самом деле нам интересно самое начало произведения поскольку мы недавно писали статью о двойной доминанте. Итак, вот ноты этой композиции:
рис.1
Давайте их сыграем: слушать вальс. Первые два такта вальса интересно звучат. Там у нас тоника - Ре мажор - главная тональность и ноты: фа диез, ре, ля. Это первый такт и потом идёт аккорд ре уменьшённый во втором такте(или ноты: ре, соль диез, си, фа бекар), а вот это уже интересно. Откуда он там взялся?
Это у нас двойная доминанта на самом деле. Но не похоже да? Ведь двойная доминанта должна была отстраиваться от ноты ми в нашем случае и должна быть мажорным аккордом. Но это она, точнее замена её.
В ре мажоре пятая доминантовая ступень у нас нота ля и мажорный аккорд, отстроенный от неё будет доминантой. Теперь чтобы найти двойную доминанту нам надо в ля мажоре этом найти пятую ступень - это будет нота ми. Аккорд там будет ми мажор если строить трезвучие, но так как доминанта должна звучать резко лучше взять аккорд с тритоном. Это будет ми семь (E7).
Теперь заменим E7 на уменьшенный аккорд как мы рассказывали в статье про то как сыграть аккорд G7 интересно. Это будет уменьшенный септаккорд от фа. E7 и Fdim отличаются лишь одной нотой поэтому они взаимозаменяемы.
Ну вот - получается мы можем в качестве двойной доминанты брать и малый мажорный септаккорд и уменьшенный ему на замену. Также как вы помните у этих аккордов есть особенность - через малую терцию и вверх и вниз от исходного уменьшенного располагается другой уменьшенный аккорд с точно таким же звуковым составом.
рис.2
Так вот и получилось что ре уменьшенный - это то же самое, что и фа уменьшенный, который является двойной доминантой в тональности ре мажор. Вот так интересно получается.
Кстати, а можно еще проще с помощью альтерации объяснить. Мы знаем, что в мажоре мы можем повышать на полтона 2-ую ступень (см. статью об альтерации) и четвертую. Вот давайте сделаем так в нашей тональности:
рис.3
Как видите на рисунке 3 мы построили в изменённой с помощью альтерации гамме нужный нам аккорд E#dim, что то же самое, что и Fdim.
Идем дальше - третий такт у нас ноты: ре, соль бекар, до диез, ми. Это как мы знаем ми минор с секстой, правда без ноты си. То есть ничего особенного - субдоминанта от второй вводной ступени с добавочной секстой в виде украшения.
Дальше в четвертом такте: ре, фа диез, ля, что ноты аккорда Ре мажор - тоники нашей. В такте пятом те же ноты и тот же аккорд. В шестом такте ноты: ми, соль диез, си, фа диез. Это похоже на аккорд Ми мажор с добавочной девятой ступенью (нота фа-диез), найденный уже выше нами - просто двойная доминанта или функционально - то же что и уменьшенный из второго такта.
Дальше в седьмом такте: ми, соль диез, ре - то же самое аккорд E7. В восьмом такте аккорд A или обычная доминанта от пятой ступени (ноты ля, до диез, ми). С девятого такта по 12-ый - все те же самые аккорды, что и в начале произведения (D | Ddim | Em6 | Bm7).
Ноты 13-го такта (соль, си, ми) можно отнести к До диез полууменьшенному, только без тоники, вместо которой в нем взята нота соль, которая тоже в этот аккорд входит. Этот аккорд, отстроенный от седьмой вводной ступени расценивать можно как альтернативу доминанте от пятой ступени. А можно кстати расценить его как Соль мажор с добавочной тринадцатой ступенью, тогда это будет обычная субдоминанта с надстройкой.
Далее в 14-м такте у нас ноты: фа диез, ля, ре - это тоже относится к си минору - медианта от шестой ступени для Ре мажора.
И в предпоследнем такте: до бекар, соль, ля - это просто Ля минор семь. Откуда он там? Там же должен быть Ля семь. Но мы знаем о мелодическом мажоре, в котором седьмая и шестая ступени понижены. В ре мажоре седьмая ступень - это нота до диез. Вот мы в аккорде Ля семь её и понижаем, превратив на время натуральный мажор в мелодический, можно сказать. Так и можно объяснить Ля минор семь в предпоследнем такте
рис.4
Как видите выполнить музыкальный анализ совсем несложно. Можно и самим пользоваться такими приемами для создания своей собственной музыки.