Тритон - разница в интервалах увеличенная кварта и уменьшенная квинта

тритон - ув4 или ум5

Здравствуйте, уважаемые читатели Gorstorehov.com. Сегодня речь пойдет вновь об интервале тритон. Но только здесь мы рассмотрим более детально его особенности, которые выражены в его двух разных записях. Ведь мы рассказывали в статье об интервалах о том, что тритон можно записать как ув 4 или как ум 5, где первый "переводится" как увеличенная кварта, а второй уменьшенная квинта. Наличие двух названий у одного и того же интервала не случайно, можно даже сказать, что это, в какой-то степени, разные интервалы. Давайте разбираться, почему.

О чем говорят цифры в названиях ув 4 и ум 5?

В начале давайте посмотрим с точки зрения нотной грамоты. Когда мы видим запись, ну или нам дают задание самим изобразить интервал ув 4 от такой-то ноты, то правильно будет отсчитать три тона от исходной ноты вверх, понимая, что между двумя образовавшимися звуками должно быть расстояние в четыре ноты(если считать на нотном стане). Если же у нас получится пять, а не четыре ноты, то у нас будет уже интервал ум 5. Для наглядности давайте посмотрим пример. Выберем простую гамму Соль-мажор(в ней фа-диез при ключе) и от ноты "до" построим увеличенную кварту (ув 4) вверх. Просто от ноты "до" отсчитываем три тона и получим соответствующий звук. Звук этот - фа-диез.

увеличенная кварта на нотном стане

Ну вы уже наверное догадались, что нужно этот же самый звук записать как соль-бемоль, в случае если нам нужна уменьшенная квинта.

Однако, есть еще одна особенность у наших интервалов - вот мы отстроили интервал ув 4 от ноты до, а что если сделать обращение этого интервала (об обращениях также читайте здесь)? В этом случае мы должны перенести ноту фа-диез на октаву вниз.

увеличенная кварта-обращение

В результате - посчитайте расстояние между получившимися звуками - мы получим интервал ум 5(от "фа-диез" до "до" - пять ступеней), вот так.

уменьшенная квинта

Получается, что если мы сделаем обращение интервала ув 4, то получится ум 5. Заметьте, что расстояние между двумя нашими звуками после обращения осталось таким же (три тона). Такой особенностью из всех интервалов - когда при обращении расстояние между двумя нотами, составляющими интервал сохраняется - обладает только тритон.

О чем говорят слова увеличенная и уменьшенная в названиях ув 4 и ум 5?

Назвали эти интервалы как увеличенный и уменьшенный тоже не случайно - эти названия исходят из того в какие ноты разрешается наш тритон - вы ведь помните из статьи о золотой секвенции, что тритон характерен для доминантовых аккордов (и в классической теории музыки он требует разрешения, ибо звучит неустойчиво и резко). Так вот, любой тритон(как ув 4, так и ум 5) тяготеет в другой интервал образующийся двумя устойчивыми нотами. Ув 4 разрешается в больший интервал чем он сам (поэтому он и называется увеличенный - потому что при разрешении увеличивается).

разрешение увеличенной кварты

Ум 5 в меньший (он уменьшается при разрешении, поэтому он уменьшенный).

разрешение уменьшенной квинты

Но куда же разрешаются наши интервалы? В какие ноты? Доминантовый аккорд тяготеет в тонику поэтому и наши интервалы, служащие как раз основой для доминантовых аккордов разрешаются в ноты тоники или просто-напросто устойчивые ноты выбранной нами тональности. В случае с нашей гаммой с одним диезом при ключе (соль-мажор) тритон разрешается в ноты си и соль. Си и соль - главные ноты мажорного трезвучия, они то и говорят нам, что аккорд в тонике соль-мажор (о построении аккордов читайте в этой статье). Тут мы руководствовались ничем иным как принципом ладового тяготения, который мы затрагивали в статье про арпеджио. Если же коротко, то неустойчивые ступени разрешаются в ближайшие устойчивые.

Поделиться с друзьями

Комментарии

Добавить комментарий

Имя

Сообщение

   

:)[music]