Виды мажорных гамм

мажорные гаммы - арабские эмираты

В этой статье я бы хотел поговорить о мажорных гаммах, какие они бывают, для чего нужны те или иные звуки, которые не входят в "обычную" знакомую последовательность. Все мы знаем гамму до-мажор - она совсем не содержит ключевых знаков. Ключевой знак стоит рядом с ключом, скрипичным, басовым, поэтому говорят "при ключе столько-то знаков", знаки бывают бемоль и диез, они показывают какая тональность перед нами. Бемоль понижает ноту, на уровне которой он стоит, диез повышает, что ни для кого не секрет, наверное. Собственно, разница между двумя гаммами состоит в количестве ключевых знаков, кстати одноименные гаммы (то есть в названии тональности содержащие одну и ту же ноту: До-мажор, До-минор) отличаются друг от друга ровно на три ключевых знака - от мажора в бемольную, а от минора в диезную сторону. Что это значит? Например, в до-мажоре нет никаких ключевых знаков, и чтобы получить из него до-минор мы должны понизить три ступени си, ми и ля, то есть добавить три ключевых знака в бемольную сторону. Если же у нас исходная минорная тональность, то мы можем сделать из нее мажор, уже добавив три диеза при ключе. Рассмотрим на примере ля-минора - повысив звуки фа, до и соль на полтона при ключе получается тональность ля-мажор.

Итак, вернемся, все таки, к гамме до-мажор - очень простая гамма и не содержит ключевых знаков.

мажорные гаммы - гамма до-мажор

Это "обычный" вариант до-мажора, его еще называют натуральным или диатоническим (слово это означает "неизменный" то есть отсутствуют диезы, бемоли). Смотрите, кстати, как просто построить гармонию в этой тональности в статье гармония.

Но натуральный вид это еще не все, бывает ещё минимум две разновидности мажорных гамм, первая получается понижением шестой ступени натурального до-мажора.

гармонический мажор

Таким образом, мы получаем гармонический мажор (или с шестой пониженной ступенью). Что же нам дает это небольшое изменение в "обычной" до-мажорной гамме? В общем, это нужно для гармонии (чувствуете? у нас же гармонический мажор). Работает это так - если мы в качестве тоники берем до-мажор, и нам нужно перейти на субдоминанту (допустим хотим взять её от четвертой ступени, которой будет нота "фа"), то в аккорде фа-мажор, который по-идее там должен стоять мы понижаем звук ля на полтона. Мы его понижаем не просто так, а потому что ля - это шестая ступень в гамме до-мажор, та самая, которая делает из натурального мажора - гармонический. В итоге получается не мажорный аккорд, а фа-минор, вот так.

Но не только на аккорд фа-мажор в до-мажорной гармонии влияет пониженная шестая ступень, также мы субдоминанту можем построить от второй ступени. Там надо взять септаккорд от ре и он будет минорным (о септаккордах читайте в статье обозначение аккордов, а о том почему на второй ступени берется именно минорный септаккорд, а не какой-либо другой рассказывается в статье лады народной музыки), и в нем также присутствует нота ля (для ре-минора - это пятая ступень). Понизив её на полтона мы получим ре-минор с пониженной пятой ступенью или полууменьшенный. Получается, мы полууменьшенный аккорд можем брать и на второй ступени при до-мажорной тонике, просто понизив ноту ля в аккорде ре-минор септ.

Но применение гармонического мажора и на этом не заканчивается. Проанализировав гармонию в до-мажор можно еще найти ноту "ля" в составе полууменьшенного аккорда, взятого на седьмой ступени гаммы. Он, выполняет в отличие от предыдущих двух, роль доминанты и стоит обычно перед тоникой. Заменив чистую "ля" на "ля" из гармонического до-мажора, то есть ля-бемоль, мы получаем си-уменьшенный аккорд. Таким образом, роль доминанты на седьмой ступени может выполнять как полууменьшенный, так и уменьшенный аккорды. При этом последний звучит более напряженно и применяется в зависимости от того, что вы хотите сделать в гармонии, то есть от контекста.

Мелодический, является третьим видом мажора. Для его получения нам необходимо в мажоре натуральном понизить на полтона 6-ую и 7-ую ступени.

мелодический мажор

Мелодический мажор, почему-то, очень редко применяется композиторами. Использовать же его можно по аналогии со вторым видом. То есть находим седьмую ступень главной тональности (в случае с нашим до-мажором нота си), и понижаем её в аккорде какой-то группы. Рассмотрим на примере соль-семь - этот аккорд, если вы помните, выполняет функцию доминанты при до-мажорной тонике. Нота "си" там третья ступень, а она "отвечает" за мажорность-минорность звучания, поэтому понизив её, соль-мажорный доминантсепт аккорд превращается в соль-минор септ. Не забывайте, что со сменой аккорда меняется еще и мелодическая линия, обыгрывающая его и в ней поэтому также надо изменить тот звук, который мы понизили в аккорде. Как видно, ноты гармонического и мелодического мажора используются для построения мелодических линий.

Итак, мы рассмотрели три мажорные гаммы и каждую из них можно использовать в своих целях, возможно для построения мелодии или с целью расширить свои гармонические возможности. Под гармоническими возможностями мы подразумеваем замены каких-то аккордов, развивающих основную тональность (субдоминант, доминант) на их другие варианты, что мы выше уже показали. Кстати, замена аккорда, когда его основной тон не меняется носит название примовой замены (например, когда фа-мажор мы заменяли на фа-минор, полууменьшенный на уменьшенный и т.д.).

Есть еще один интересный вид мажора - дважды гармонический (или по-другому арабский). Чтобы построить арабский до-мажор необходимо в натуральном понизить 6-ую и 2-ую ступени, сделайте это и наслаждайтесь звуками, прямиком из какой-нибудь восточной сказки.

дважды гармонический до-мажор

Использовать его можно для создания колоритных мелодий, привнесения специфического звучания в свою музыку.

Итак, мажорные гаммы обычно подразделяют на три вида и каждый из них вносит как в мелодию так и в гармонию свой смысл.

Поделиться с друзьями

Комментарии

Добавить комментарий

Имя

Сообщение

   

:)[music]