Замена аккордов часть вторая - отклонение, тритоновая замена

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта. Это вторая статья о том как можно заменить какую-нибудь последовательность аккордов, созданную нами посредством имеющихся знаний из статьи про гармонию, а также из статей о ладах народной музыки. В прошлой статье о заменах мы освежили всё в памяти, создав последовательность аккордов и заменили в ней "обычные" известные всем аккорды на не совсем обычные и не всем известные джазовые аккорды. Перечисленные манипуляции позволили вот этот вариант гармонии:

тритоновая замена - простые аккордырис.1

превратить вот в такой:

тритоновая замена - джазовые аккордырис.2

Сегодня мы доработаем его еще немного, совершив отклонение в другую тональность и разучим еще один вид замен, который называется тритоновая замена. Кстати если вы не читали эту статью про гармонию в теоретическом разделе и не знаете что такое отклонение...отклонение - это переход из одной тональности в другую, на непродолжительное время и возвращение в исходную тональность.

Итак, надо подумать, куда бы совершить отклонение? Нужно выбрать для этого ноту гаммы тональности, в которой мы находимся и взять от неё любой аккорд (мажор или минор), который и будет тоникой новой тональности. Я выберу ноту си-бемоль - седьмую ступень в тональности Cm, аккорд же от этой ноты выберем минорный (то есть переходим в тональность Си-бемоль минор). Совершить же отклонение сразу в тонику без доминанты мы не можем, ибо звучать не будет, поэтому нам нужна доминанта новой тональности, заодно и субдоминанту "прихватим"(её может и не быть). Итак, субдоминанту возьмем "традиционно" от 4-ой ступени - за неё в си-бемоль миноре(Bbm) "отвечает" аккорд ми-бемоль минор (Ebm). Но мы его конечно возьмем не обычно, а "по-джазовому", то есть Ebm7. За субдоминантой следует доминанта и её мы построим от 7-ой ступени. Доминанта от 7-ой ступени в случае минорной тоники - малый мажорный септаккорд, и поэтому нужный аккорд Ab7 (ля-бемоль семь). Ну и, наконец, заканчиваем уже "отклоняться" и приходим в тонику новой тональности, то есть куда мы и хотели в аккорд Bbm7.

Получается мы в связке использовали аккорды Ebm и Ab7 (субдоминанта и доминанта) и "перешли", благодаря им туда куда нам нужно - в новую тональность Bbm:

тритоновая замена - отклонениерис.3

Обратите внимание на аккорд Ab7 - мы сохранили в нём одну ноту из предыдущего аккорда - звук соль-бемоль (у нас получилось две таких ноты в составе доминантового аккорда), это добавляет плавности в переход от одного аккорда в другой, особенно в нашем случае - такой ход вы можете встретить очень часто в джазовой музыке. Сыграв последовательности на рисунке 3 вы услышите, что следующий за аккордом Ab7 Bbm7 звучит достаточно резко, поэтому мы возьмем вместо него его медианту - Ре-бемоль-мажор(Db). В такой замене нет ничего особенного - просто проанализируйте звуковые составы аккордов Bbm и Db - разница между ними только в одной ноте (которая в басу), поэтому они взаимозаменяемы. Но мы используем конечно же аккорд Dbmaj а не простой мажорный Db:

замена аккордов - отклонениерис.4

Таким образом, отклонение в новую тональность у нас получилось сглаженным и неплохо звучит.

Дальше, так как у нас всего лишь отклонение мы возвращаемся в исходную тональность Cm и делаем мы это снова через субдоминанту и доминанту, но эти связующие аккорды нам уже знакомы ... возвращение наше будет выглядеть так:

отклонение - завершениерис.5

Вот у нас, благодаря несложным манипуляциям получилась целая гармония. Возможно вас озадачило слово медианта, которым мы "обозвали" аккорд Ре-бемоль мажор. Медианты - это аккорды которыми можно заменить тонику - это аккорды от третьей и шестой ступеней...то есть по-идее доминанта(3-я) и субдоминанта(6-ая), но по звуковому составу они очень похожи на тонику поэтому мы легко можем заменить тот самый Bbm на аккорды Db (что уже сделали) или Gb(соль бемоль мажор).

Но к полученной нами в течении целых двух статей гармонии нужно еще мелодию и я вам скажу по секрету, что к ней мелодия давно написана - она относится к джазовым стандартам и называется Blue bossa. Вот как наши три кусочка (тональность Cm - отклонение - возвращение в Cm) выглядят вместе с темой:

Blue Bossa - Dorhamрис.6

Тритоновая замена

Напоследок мы поговорим о том как делать тритоновую замену. Она так называется потому что тоника заменяемого аккорда отстоит от тоники аккорда, которым мы будем заменять на три тона (и вверх и вниз). Заменяются таким образом только доминантсептаккорды:

тритоновая заменарис.7

На рисунке 7 обведены общие звуки в двух аккордах, следовательно они могут заменить друг друга. А где же в гармонии, рассмотренной нами выше (Blue Bossa) тритоновая замена может быть использована? Например, в субдоминанте (втором аккорде после тоники) мы можем аккорд Fm заменить на F7 (почему это можно сделать смотрите здесь), ну а затем уже вместо F7 играем аккорд B7 (Си-семь).

Вот так можно использовать замены аккордов в своей практике. Также теперь вы понимаете как можно преобразовать джазовые темы используя тритоновую замену и другие, о которых мы говорили.

Если вам интересна информация представленная на этом ресурсе то вы всегда можете подписаться на обновления данного сайта и информация о новых статьях будет приходить к вам прямо на e-mail.

Поделиться с друзьями
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]