Что такое ложная доминанта
Здравствуйте, дорогие друзья. Альтерация даёт возможность получить ещё один аккорд, который называется ложный доминантсептаккорд.
Он получается с помощью изменения аккорда второй ступени в мажоре и четвёртой в миноре. Ранее мы рассказывали о том, как с помощью изменения аккорда второй ступени получается двойная доминанта, а также неаполитанский аккорд.
Но если неаполитанский аккорд получается с помощью понижения на полтона тоники созвучия второй ступени, то чтобы получить ложную доминанту первую ступень нужно повысить.
Помимо первой в мажоре изменяются еще третья и пятая ступени данного аккорда. Третья повышается, пятая понижается. Кстати, эти ступени в мажоре изменяются по этим правилам альтерации.
рис. 1
Полученный аккорд очень напоминает малый мажорный септаккорд от пониженной шестой ступени в До мажоре (Ab7) по звуковому составу. Это он есть, точнее его обращение. Можно перенести две самые нижние ноты вверх на октаву, и мы получим Ab7.
рис. 2
Да, записан он немного "криво", но суть от этого не меняется, ведь мы знаем, что есть такое понятие как энгармонизм (о том, что это такое читайте в этой статье).
Так как этот аккорд - это альтерированная субдоминанта второй ступени, то и функция у него будет субдоминантовая и можно его использовать, например, так:
рис. 3
Тут мы выстраивали аккорды используя правила гармонии, о которых писали здесь: https://gorstorehov.com/page/neskolko-prostyx-pravil-garmonii.
В миноре мы также можем получить рассматриваемый аккорд, но строится он от 4-ой ступени и получается с помощью повышения всего одной ноты - тоники.
рис. 4
Итак, ложная доминанта строится и в миноре, и в мажоре от 6-ой низкой ступени.
Если вы знаете ещё что-то интересное насчет этого аккорда и вообще на тему альтерации пишите обо всём в комментариях ниже.