Как пользоваться прерванным оборотом

Как пользоваться прерванным оборотом

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы посмотрим как прерванный оборот работает на практике в наших музыкальных построениях.

Мы ранее писали о гармонических оборотах. Просто перечислили какие они бывают и всё, однако некоторые из них являются очень интересными и дают нам дополнительные возможности при сочинении музыки.

Как мы помним прерванный оборот получается когда мы переходим не в тонику в конце построения (предложения или периода), а в аккорд шестой ступени (как в мажоре так и в миноре).

Давайте посмотрим на практике как это происходит и что вообще даёт.

Пример базовой гармонии

Построим самую базовую последовательность аккордов. То есть это два предложения, каждое по четыре такта.

Ноты базовой гармониирис. 1

В конце у нас стоит тоника в каденции (там где K64 и далее). Это создает ощущение полного завершения.

Послушаем как это звучит:

Пример гармонии с прерванным оборотом

А теперь вместо тоники в каденции возьмём аккорд 6-ой ступени (обозначим его как SVI). Несмотря на обозначение SVI нести этот аккорд будет тоническую функцию.

Он создаёт уже другое ощущение, будто бы мы ещё не всё доиграли. Следовательно, мы с помощью него можем дать себе возможность ещё что-то поиграть.

Хорошо в этом случае звучит переход во вторую ступень (то есть аккорд II7 берём сразу сразу после SVI). Например, так:

Гармония с прерванным оборотомрис. 2

И далее ничего необычного - завершаем расширенное второе предложение.

То есть мы расширили наш период на четыре такта благодаря прерванному обороту.

Также можно попробовать взять после SVI субдоминанту (созвучие от 4-ой ступени).

Послушаем как звучит гармония с рисунка 2:

Итак, получается прерванный оборот можно хорошо использовать например в конце нашего произведения взяв вместо тоники шестую ступень и прибавив к построению ещё такты.

Как сделать интереснее

Кстати, есть более интересные варианты прерванного оборота.

Например, можно взять аккорд от 6-ой пониженной ступени в мажоре.

В тональности До мажор это аккорд Abmaj7 (или просто трезвучие Ab).

Этот аккорд взять из одноимённой тональности: Cmoll (До минор). Он там тоже аккорд 6-ой ступени.

Использование аккорда 6-ой пониженной ступенирис. 3

Так вот его мы можем использовать и в мажоре, это также будет прерванный оборот, функциональное значение созвучия сохраняется (он по-прежнему заменяет нам тонику или может использоваться как субдоминанта).

При использовании такого аккорда у нас получится более интересное звучание.

Поделиться с друзьями
Читайте также
  1. Что такое ложная доминанта
  1. Гармонизация мелодии
  1. Музыка и литература - схожесть
  1. Виды каденций, полная каденция
  1. Как разрешается аккорд второй ступени
  1. Проходящий оборот или как пользоваться квартсекстаккордом
Реклама
Комментариев еще нет...
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]