Что такое энгармонизм
Здравствуйте, уважаемые читатели. Эта статья расскажет вам про энгармонизм и про то, где можно с ним столкнуться.
Вообще энгармонизм - это когда два звука одинаковой высоты имеют различные названия. Например, до диез и ре бемоль. Также мы уже с вами встречались с энгармонически равными интервалами, то есть звучание интервала одно и то же, но названия совершенно разные (см. статью об интервалах, рисунок 3).
Однако, какой в этом всем смысл - есть ли для нас в энгармонизме нечто практически полезное?
Давайте рассмотрим пример, в котором септаккорд станет аккордом с увеличенной секстой (информацию про этот аккорд мы взяли из книги Должанского А.Н. Краткий музыкальный словарь). Как мы знаем септаккорд называется так потому, что между крайними звуками созвучия, состоящего из четырех нот образуется интервал септима (малая или большая), например так:
рис. 1
На рисунке 1 мы записью V7 наверху показали, что у нас доминантсептаккорд в тональности ре бемоль мажор (он строится от пятой ступени), а также отметили, что между крайними его звуками (ля бемоль и соль бемоль) у нас образуется интервал малая септима. Собственно, это обычный малый мажорный септаккорд и ничего особенного.
Однако, при определенных условиях точно такой же по звучанию аккорд будет носить название аккорда с увеличенной секстой. Вы уже догадались, что между крайними звуками такого аккорда будет образовываться интервал увеличенная секста, что то же самое что и наша малая септима.
Да, но самое интересное - это то как получить такой аккорд и какое место он будет занимать вообще в гармонии. Давайте разберёмся. Нам понадобиться вспомнить то, что мы писали про альтерацию и обращения аккордов.
Итак, для того чтобы построить аккорд с увеличенной секстой нам надо взять субдоминанту от второй ступени при мажорной тонике. Допустим у нас тональность До мажор и субдоминантовый аккорд от второй ступени Ре минор семь:
рис. 2
На рисунке 2 мы римскими цифрами отобразили номера ступени, от которой строятся аккорды. Цифра семь означает, что у нас второй аккорд - это септаккорд основного вида. Это нам понятно (почему субдоминанта от второй ступени будет Ре минор читайте в этой статье).
Теперь надо сделать обращение получившегося малого мажорного септаккорда (Dm7). Нам нужен терцквартаккорд, то есть второе обращение Dm7.
Так, сначала у нас основной вид септаккорда, мы переносим в нем ноту ре на октаву вверх, оставив в басу терцовый тон (ноту фа), потом и терцовый тон переносим вверх на октаву, оставив в басу ноту ля (квинтовый тон) - это и будет нужный нам терцквартаккорд:
рис. 3
Далее в получившемся обращении надо повысить первую, третью ступени на полтона, а пятую понизить. Мы просто изменили таким образом тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые используя правила альтерации.
Да, 1, 3, 5-ая ступени устойчивые - чего же мы их понижаем или повышаем? Не перепутайте - они устойчивые для аккорда Ре минор семь, если бы он был тоникой, а так как мы его берём в качестве развития при тонике До мажор, то мы рассматриваем и в Dm7 как устойчивые звуки до, ми, соль. Остальные мы можем понижать повышать - так как мы и писали в этой статье.
Получается ноту ре (+1) мы повысили потому что она вторая ступень в гамме до мажор, ноту фа (+3) потому что она четвертая ступень в до мажоре, ну а ля мы понизили (-5), она шестая ступень в до мажоре и её также можно альтерировать. Итак, у нас получится следующий аккорд:
рис. 4
Вот у нас на рисунке 4 получился с помощью альтерации такой интересный по записи аккорд, а по звучанию абсолютно идентичный Ab7. Эти два аккорда у нас получается энгармонически равны:
рис. 5
Ну вот теперь вам думаю лучше понятно, что такое энгармонизм, а еще мы знаем о возможности взять для развития гармонии в до мажоре аккорд Ля бемоль семь. Это у нас функционально будет альтерированная субдоминанта второй ступени.
Кстати, в минорной тональности также можно построить аккорд с увеличенной секстой. Там нам надо взять субдоминанту от четвертой ступени, сделать обращение так, чтобы получился квинтсекстаккорд (первое обращение) и в нем повысить на полтона первую ступень. В тональности Ля минор, к примеру это будет выглядеть так:
рис. 6
Тут мы повысили ноту ре (+1) в аккорде ре минор, прежде сделав его обращение. Нота ре - четвертая ступень в ля миноре, неустойчивая поэтому мы можем её повышать. Об этом мы также писали в статье про альтерацию.
Получившийся аккорд энгармонически равен доминантсептаккорду F7, который относится к тональности си бемоль минор.
рис. 7
Не забываем, что в миноре доминанта у нас с нотой из гармонического минора - см. статью о золотой секвенции, поэтому у нас на рисунке 7 подписано в скобках буква г.
Анна
02 Августа 2015 в 18:37
Виктор
23 Августа 2016 в 13:29
Игорь
24 Августа 2016 в 22:04