Гармонизация мелодии
Здравствуйте, дорогие друзья. Сочинить песню или музыку можно по наитию, следуя за своим внутренним слухом, и это на самом деле правильно. В случае песни можно найти какие-то нравящиеся аккорды или риф и напеть что-то под это.
Но есть схема, которую тоже полезно знать и которая также может помочь в этом процессе. Связана она с таким понятием как гармонизация мелодии.
Делая так, как мы дальше напишем можно открыть для себя какое-то новое для себя звучание и ещё варианты для сочинения и развития композиций.
Итак, для начала нам понадобится мелодия. Можно сочинить её без аккордов (используя голос) или сыграть какую-то приятную гармонию и напеть под неё. Далее нам нужно определить тональность нашей мелодии (о том, как определить тональность мы писали здесь: https://gorstorehov.com/page/kak-opredelit-tonalnost).
Определив тональность мы уже будем знать какие аккорды у нас в принципе могут быть (кстати, тут может быть полезно знать о диатонической шкале аккордов). И теперь нужно просто отстроить от нот мелодии вниз подходящие аккорды, используя эти правила гармонии.
Но лучше посмотреть на практике как это делается. Возьмём для примера ноты известной детской песни Тень-Тень.
рис. 1
Отрывок мелодии на рисунке 1 содержит в себе восемь тактов и образует период.
А вот как к примеру, можно гармонизовать её.
рис. 2
Как видите, основная тональность у нас До мажор и мы просто следовали тем правилам гармонии, о которых ранее писали (см. ссылку на эту статью выше).
Мы просто использовали самые простые гармонические обороты. Начали с тоники, затем использовали субдоминанту и доминанту (это полный гармонический оборот (читайте о них подробнее здесь: https://gorstorehov.com/page/vidi-garmonicheskih-oborotov)). Заметьте, что у аккордов в первом и втором тактах одинаковый звук в басу. Это сделано специально для плавности звучания. Вообще лучше все аккорды брать рядом и не делать больших скачков по высоте.
Затем в третьем такте вернулись в тонику и дальше перешли во вторую ступень (Dm), которая также несёт субдоминантовую функцию. Кстати, можно написать не просто трезвучие 2-ой ступени, а септаккорд (о том какие бывают септаккорды читайте здесь), так как в мелодии у нас звучит нота до, которая септимовый тон в Dm7 (или II7).
Дальше мы переходим в доминантовый секстаккорд снова.
Ну а дальше тоника, вновь доминанта и тоника (это уже можно назвать автентическим оборотом).
Не всегда ноты мелодии должны содержаться в подбираемом аккорде. Например, в такте 5 ноту ми, которой нет в аккорде G можно назвать проходящей.
Вот так несложно и можно гармонизовать мелодию, мы также можем брать более интересные аккорды и рассматривать ноты мелодии как их надстройки (например, доминантовый нонаккорд (D9)).