Проходящий оборот или как пользоваться квартсекстаккордом
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы на практике увидим для чего нужны квартсекстаккорды, а также что такое проходящий оборот.
Многие из нас наверное сталкивались с тем когда мы, двигаясь в басу по гамме (или с использованием хроматизма) играем какие-то аккорды.
Так мы можем к примеру "подъехать" к какому-то созвучию, сыграв что-то интересное.
Например, это может выглядеть так:
рис. 1
Тут мы находимся в тональности ля мажор и мы берём те или иные обращения аккордов чтобы сохранить это гаммообразное движение в басу.
Так, мы берём Гармоническую субдоминанту, потом обращение (терцквартаккорд у нас здесь как квартсекстаккорд, у них один и тот же звук в басу, но в первом случае у нас обращение септаккорда, во втором трезвучия, можно взять и не VI43, а VI64 - смысл будет примерно тот же) аккорда шестой ступени (в нашем случае он будет носить функцию тоники), Доминантовый терцквартаккорд и тонику.
Такой прием чем-то похож на проходящий оборот в учении гармонии.
Послушаем:
А вот отрывок из хорала И.С.Баха, где использовано что-то похожее:
рис. 2
Послушаем:
Здесь у нас движение вида T D43 T6. Это собственно классический пример проходящего оборота, упоминания о нём можно встретить в книгах.
Да, не забываем D43 это как D64 с септимовым тоном. Вот к чему мы про квартсекстаккорды? В таких оборотах они часто встречаются.
На гитаре например очень логично (бас будет рядом) взять в тональности ля минор S6 (обращение субдоминанты), потом T43.
То есть в этом случае у нас фа и ми в басу будут находиться очень близко, поэтому это очень уместно. Ну и после T43 можно перейти в S7 (основной вид субдоминанты). Получится S6 T43 S7.
рис. 3
А вот как это звучит:
И можно таким образом идти в любом месте гаммы по басу, строить от баса аккорды и их обращения и использовать это как дополнительный инструмент развития нашей музыки (чтобы звучало интересно).
Второй вариант сыграть последовательность аккордов
Но это ещё не всё. Рассматриваемый нами оборот не так прост. Его можно сыграть минимум двумя способами, что расширяет наши возможности в его применении.
Для того чтобы понять как посмотрим на крайние голоса наших аккордов. Итак, возьмем тот самый базовый вариант из хорала Баха: T D43 T6.
В нем голосоведение (мы смотрим лишь на крайние голоса созвучий) параллельное.
Но мы можем сделать так чтобы крайние голоса шли не параллельно друг другу, а противоположно. Звучание изменится и это на самом деле тоже весьма неплохой вариант. Допустим сыграем так:
рис. 4
Послушаем:
Теперь бас и самый верхний голос (отвечающий, кстати, за мелодическое положение аккорда) идут в противоположные стороны и это звучит тоже достаточно гармонично.
А ещё переделаем последовательность с рисунка 1, сделав его вариант с противоположным голосоведением, но уже в другом направлении. Последовательность: Sг VI43 D43 T.
рис. 5
Послушаем:
Таким образом мы можем использовать проходящий оборот в своих целях двумя разными способами, чередовать их друг с другом, добиваясь интересного и неоднообразного звучания.
Если у вас есть вопросы, замечания или вы знаете что-нибудь интересное на эту тему - пишите обо всём в комментариях ниже.