Увеличенное трезвучие - как можно его использовать

Увеличенное трезвучие - как можно его использовать

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поближе рассмотрим увеличенное трезвучие и увидим как его можно использовать, например для совершения модуляции.

Увеличенное трезвучие получается, если применить формулу: "б3+б3". То есть, взяв две большие терции от любой ноты мы получим именно этот аккорд. Давайте попробуем сделать это от ноты соль:

Увеличенное трезвучие от ноты сольрис. 1

Обозначается это трезвучие как Ув53 (основной вид). Интересно, что обращения этого аккорда различаются друг от друга только по записи на нотном стане. Если же взять Ув53 и его обращения на гитаре мы получим абсолютно одинаковые аккорды, отстоящие друг от друга на интервал б3 (большую терцию):

Обращение увеличенного трезвучия на нотном стане и на грифе гитарырис. 2

Это похоже на то, что мы писали про уменьшенный аккорд. Уменьшенное трезвучие же также состоит из двух одинаковых интервалов (м3+м3) и там на грифе одинаковые аккорды отстоят друг от друга соответственно на малую терцию.

Как же можно получить "естественным образом" Ув53? Ну, например в гармоническом мажоре Ув53 образуется на шестой пониженной ступени. Следовательно, для тональности До мажор это будет следующий аккорд:

Увеличенное трезвучие от шестой ступени в До мажорерис. 3

В гармоническом же миноре (где повышена 7-ая ступень) у нас Ув53 получится от третьей ступени.

Увеличенное трезвучие от 3-ей ступени в минорерис. 4

Да, к слову, измененные ступени (6-ая в мажоре и 7-ая в миноре), что мы использовали на рисунках 3 и 4 для получения гармонических вариантов гамм - это тоже альтерация можно сказать. То есть усиление тяготения неустойчивой ступени в устойчивую.

Итак, мы говорили, что научимся использовать как-то данный вид трезвучия. Мы используем его для совершения модуляции в какую-нибудь тональность третьей степени родства. Да, именно в ту тональность, которая вообще не имеет ничего общего с исходной. Это позволит нам внести значительное разнообразие в нашу музыку. Мы будем использовать альтерацию для того чтобы "принудительно" найти общий аккорд, через который мы и будем переходить из одной тональности в другую.

Применение увеличенного трезвучия в модуляции

Итак, к делу...Откуда и куда мы будем переходить? Давайте из Ля минора в Ми бемоль минор. Переходить же мы будем через увеличенное трезвучие от ноты Соль (что изображено у нас на рисунке 1). Как мы его получили? Вот мы допустим в тональности Ля минор играем - тоника (Am) потом трезвучие G из диатонической шкалы Ля минора берём (о том, что такое диатоническая шкала читайте здесь).

Но мы знаем, что можем 4-ую ступень повышать в миноре (см. правила альтерации). Повысим-ка ноту ре в нашем аккорде G (соль мажорном трезвучии). Получится у нас как раз Ув53 от ноты соль. Он-то и будет связующим аккордом для двух тональностей.

Теперь надо перейти в тональность Ebm как-то. Там точно такой же аккорд надо получить...но как? Давайте Сыграем в натуральном Ми бемоль миноре тонику Ebm, потом субдоминанту (трезвучие от четвертой ступени) Abm. И используя альтерацию вновь, понизим в Abm ноту Ля бемоль, получив вместо нее Ля дубль-бемоль:

Тональность Ebm альтерация в субдоминантерис. 5

Вот и получился у нас нужный аккорд энгармонически равный нашему G+5 с рисунка 1:

Два энгармонически равных увеличенных трезвучиярис. 6

Итак, теперь мы можем через этот аккорд переходить в новую тональность (в Ebm) из Ля минора. Фактически все как в диатонической модуляции, только пришлось немного поработать чтобы найти общий аккорд, а еще похоже на энгармоническую модуляцию (тоже присутствуют два энгармонически равных аккорда).

Пример модуляции через Ув53

Но мы не просто так изучаем всё это, а чтобы применять в своей музыке. На мой взгляд модуляция может существенно разнообразить звучание - так играть интереснее чем все время в одной тональности. Например, можно играть в одной тональности, а потом через правильный аккорд перейти в другую, там поиграть и так далее. При этом звучать все будет хорошо.

Вот, например как можно использовать то, что мы рассмотрели в этой статье.

Два энгармонически равных увеличенных трезвучиярис. 7

На рисунке 7 мы обвели кружками как раз два энгармонически равных аккорда (увеличенных трезвучия), найденных нами уже выше. Первый раз мы использовали один из них для перехода из Ля минора в Ми бемоль минор, второй раз обратно.

Да, во втором случае у нас нота Ля-дубль бемоль перенесена вверх на октаву, то есть мы используем там Ув6 (первое обращение увеличенного трезвучия). Также мы часто применяли квинтовые и квартовые созвучия.

Давайте теперь сыграем ноты с рисунка 7 приблизительно).

Поделиться с друзьями
Читайте также
  1. Развитие темы в музыке с помощью модуляции
  1. Как сделать отклонение в субдоминанту необычно
  1. Как сделать модуляцию на четыре знака, использование к64
  1. Модуляция через доминантовый секундаккорд
  1. Пример модуляции из ля мажора в соль минор
  1. Модулирующая секвенция - пример
  1. Переход из одной тональности в другую (пиккардийская терция, создание своей секвенции)
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]