Родственные тональности - степени родства

что такое родственные тональности

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Gorstorehov.com. Мы с вами уже много узнали о том, как строить гармонию, как совершать модуляцию, о том, что такое и как работает диатоническая шкала. Все эти знания как вы возможно увидели, если читали статьи нашего сайта, являются составляющими одной общей картины, благодаря которой вы поймете самую суть того как строить и анализировать самые разные гармонии самостоятельно. Давайте вкратце пройдемся по тому, что уже изучили ведь повторение - это хорошо когда занимаешься музыкой. Итак, главное в аккорде - это его трезвучие - оно придает ему его неповторимую окраску. Кроме того, трезвучие, если оно является тоникой (то есть мы решаем, что данное трезвучие будет основным тоном всей нашей будущей гармонии) является таким неизменным "костяком", ноты которого мы не должны трогать в дальнейшем развитии последовательности (например, когда используем альтерацию). Именно поэтому они и называются устойчивыми, остальные же мы можем изменять (например, понижать и повышать, изменяя тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые). Давайте я вам приведу наглядный пример, о чем речь, чтобы было понятнее.

Допустим, я в тональности До-мажор и начинаю с тоники (кстати, если тоника до-мажор - это не значит, что надо начинать только с этого аккорда, можно с доминанты или субдоминанты). Беру До-мэйдж (вместо обычного до-мажорного аккорда, так как звучит красивее), потом аккорд ре-минор-семь (вторая ступень по диатонической шкале, будет у нас играть роль субдоминанты), а потом я вспоминаю о том, что вторую и шестую ступени в до-мажоре можно альтерировать и прямо в аккорде ре-минор-семь понижаю ноту ре на полтона и ноту ля (шестая ступень) тоже на полтона. Получился аккорд ре-бемоль-мэйдж - звучит всё не плохо, как будто мы просто развили субдоминанту от второй ступени...

применение альтерации

и потом идем в доминанту от 5-ой ступени G7(как обычно) и возвращаемся в тонику. Вот так вы можете использовать альтерацию, как по мне весьма интересный процесс - можно много чего напридумывать - просто берем любой аккорд из диатонической шкалы и ищем в его звуковом составе возможные для альтерации ступени и получаем из него другие аккорды, которые внесут разнообразие в вашу гармонию...Ну, и конечно же можно менять окраску нашей диатонической шкалы в зависимости от того какой мы хотим её слышать - натуральной, гармонической или мелодической, за это у нас отвечают ноты из соответствующих видов гамм (мы об этом писали тоже в этой и этой статьях) используются они по тому же принципу что и альтерация - находим аккорд, в звуковом составе которого есть ноты, отвечающие за образование того или иного вида мажора или минора и понижаем (в случае гармонического или мелодического мажора) или повышаем (в случае гармонического или мелодического минора) их на полтона.

На всякий случай, я снова приведу вам пример, рассмотрим вариант, когда я хочу сделать звучание диатонической шкалы под стать гармоническому мажору. Берем знакомую нам последовательность аккордов в тональности До-мажор и понижаем 6-ую ступень в тех аккордах, где она присутствует вот так:

гармония в гармоническом мажоре

Заметьте, что звучание действительно изменилось, как и ступени натуральной гаммы, от которых мы строили аккорды, где аккорд ля-минор превратился в ля-бемоль мэйдж.

Сегодня мы поговорим о том, что такое родственные тональности. Бывает несколько степеней родства тональностей. Чтобы разобраться в каждой из них давайте возьмем какой-нибудь аккорд, допустим до-минор (Cm). Итак, тональности первой степени родства - это все тональности из диатонической шкалы нашего аккорда, то есть следующие аккорды: Ре-полууменьшенный, Ми-бемоль-мажор (мэйдж), Фа-минор, Соль-минор, Ля-бемоль-мажор (мэйдж), Си-бемоль-семь.

А также её гармонический и мелодический варианты (полученные с помощью повышения соответствующих нот из мелодического или гармонического до-минора, как мы уже выше делали с гармоническим до-мажором)...

Тональностями второй степени родства для До-минора являются все аккорды диатонической шкалы его одноименной тональности (аккорда До-мажор - проанализируйте звуковые составы этих трезвучий - разница лишь в третьей ступени).

Тональностями третьей степени родства считаются аккорды, которые имеют общую третью ступень с нашим аккордом.

родственные тональности - третья степень

Для нашего До-минора - это аккорд Си-мажор. Также к тональности третьей степени родства, а иногда к четвертой относят аккорд, отстоящий от выбранного нами на тритон...

Для До-минора - это Фа-диез минор, то есть тот же аккорд, но "сдвинутый" на тритон.

родственные тональности - четвертая степень

Вот собственно и все - совсем не сложно. Однако, самое интересное - это, конечно же, применять данные знания о родственных тональностях на своем опыте, в своих сочинениях. Как же они нам могут помочь? Просто экспериментируя...Берём, например, аккорды из "стандартной" нашей диатонической шкалы и мы теперь можем "разбавить" их еще и родственными аккордами из тональности второй степени родства, например, так можно получать хроматические последовательности и различные другие варианты. Собственно, гармонию многих джазовых произведений можно объяснить таким образом. Соответственно, это очень круто и дает еще больший простор для деятельности и поиска гармоний, соответствующих нашим устремлениям в музыке.

Поделиться с друзьями

Комментариев еще нет...

Имя

Сообщение