Что такое квинтовый круг тональностей
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Gorstorehov.com. Мы продолжаем изучать музыкальное искусство, а также интересные моменты связанные с ним. Сегодня мы посмотрим на еще одну закономерность, помогающую быстро вычислить все возможные гаммы с их ключевыми знаками. Начнем же из далека, можно сказать, с истоков этого знания... В одной из статей мы писали про древнегреческого философа Пифагора, который много времени посвящал изучению музыки и придавал ей одно из самых важных значений в жизни человека. Кроме всего прочего он был, как вы помните, математиком и многие явления объяснить пытался с помощью алгебры. Также известно его учение об интервалах, которое именно он привнес в музыку. Более того - вся вселенная, по мнению ученого несёт в себе что-то вроде музыкальной гармонии. Гармония же немыслима без интервалов, поэтому даже между планетами солнечной системы, Пифагор был уверен, существуют свои интервалы.
Итак, нужно ли постоянно применять формулы построения гамм мажорных или минорных для того чтобы построить необходимую нам гамму? Можно и применять, а можно просто запомнить сколько знаков (диезов или бемолей) у каждой тональности. В определении того сколько знаков при ключе у той или иной тональности нам и поможет квинтовый круг тональностей. В чем же его смысл?
Как мы уже говорили выше Пифагор искал способы применения математического подхода в музыке и квинтовый круг - есть подтверждение того, что музыка действительно чем-то похожа на математику... Возьмите, например тональность до-мажор - самая простая тональность и от тоники постройте чистую квинту вверх.
Получите ноту соль и тональность соль-мажор, с одним ключевым знаком.
Далее от соль чистую квинту (далее ч.5) вверх - получите следующую тональность уже с двумя знаками "диез" при ключе. Кстати, чтобы узнать какой именно будет нота при которой будет стоять знак, нужно построить ч.5 вверх, но уже не от тоники, а от первого ключевого знака (ноты фа-диез, которая была при ключе в соль-мажоре).
Таким образом, у вас уже не будет сомнений следующая тональность с тоникой "ре" и двумя знаками при ключе фа-диез и до-диез - все соответствует тональности ре-мажор.
Так и движемся пока не дойдем до тональности, в которой целых семь диезов при ключе - это тональность До-диез мажор.
С бемолями при ключе всё то же самое, только движемся на ч.5 вниз от нужной ноты. Например опять от "до" в до-мажоре - получим ноту "фа"
и тональность фа с одним знаком бемоль при ключе, значит это фа-мажор.
И если хотим определить второй ключевой знак в следующей тональности, то от ноты рядом, с которой стоит бемоль при ключе строим ч.5 вниз и получим новый ключевой знак.
В нашем случае мы получим ноту ми-бемоль и получается в третьей от до-мажора тональности (если двигаться в бемольную сторону) будут уже знаки си-бемоль и ми-бемоль при ключе, что является верным для гаммы си-бемоль мажор.
Таким образом, можно получить абсолютно все возможные тональности до семи знаков бемоль при ключе. Просто строим последовательно ч.5 от тоник всех тональностей (начиная с до-мажора) и диезов каждый раз будет на один больше. Также и с бемолями, только ч.5 строим вниз.
Что же касается минора, то минорные гаммы идентичны мажорным в плане числа знаков при ключе, это просто параллельные им тональности. Найти же их просто, для того же до-мажора - берём и от тоники (ноты "до") строим вниз интервал малую терцию (1,5 тона) полученная нота и есть тоника параллельной минорной тональности (ля-минор).
Но для гитаристов удобнее, наверное, просто запомнить аппликатуры всех необходимых гамм во всех их позициях и тогда не нужно будет отсчитывать каждый раз формулы мажорных или минорных гамм, а также использовать описанный в данной статье квинтовый круг. С опытом игры вы запомните расположение нот по всему грифу и даже не будете задумываться сильно на этот счет.
Подписывайтесь на обновления сайта, чтобы не пропускать новые статьи. Удачи вам.
мария
12 Февраля 2015 в 10:12
александра
24 Марта 2015 в 17:20
саша
04 Мая 2015 в 17:15
алекс
12 Апреля 2015 в 15:43
алекс
12 Апреля 2015 в 15:44
Диппер
24 Ноября 2015 в 22:53
закир
19 Июня 2016 в 13:58
абдурахман
29 Ноября 2016 в 18:12
Настя
18 Мая 2017 в 10:39
Блондинка
13 Февраля 2017 в 17:36
Настя
18 Мая 2017 в 10:39
Аполлинария
02 Апреля 2018 в 16:51