Роль двойной доминанты в гармонии
Здравствуйте, дорогие друзья. Всегда ли двойная доминанта или вообще любая побочная доминанта должна переходить в тот аккорд, к тональности которого она относится?
Так можно делать, но не всегда и при анализе музыкальных композиций мы это можем заметить. Иногда такой аккорд может не разрешаться в тонику новой тональности (в которую происходит отклонение) и за ним могут следовать не те созвучия, которые мы ожидали.
Например, такое можно встретить в гармонии темы Just Friends:
рис. 1
Кстати, на неё мы делали шагающий бас.
Но в этой статье поговорим лишь о двойной доминанте (как её получить читайте тут: https://gorstorehov.com/page/dvojnaya-dominanta-ispolzovanie-alteracii). Она тоже таит в себе много интересного.
Её можно брать в гармонии просто, не переходя после в доминанту. Она носит субдоминантовую функцию и значит подчиняется этим правилам гармонии: https://gorstorehov.com/page/neskolko-prostyx-pravil-garmonii
Например, после неё можно взять K64 (получится, что DD здесь используется в каденции, серединной или заключительной) или Тонику, ну и соответственно Доминанту.
рис. 2
Да и ещё интересно...DD может быть построена и от вводного тона (аккорда VII ступени новой тональности).
То есть это не обязательно малый мажорный септаккорд, построенный от пятой ступени и его обращения.
В случае построения DD от VII ступени у нас получится уменьшенный септаккорд или полууменьшенный.
рис. 3
На рисунке 3 первый аккорд (с буквой г) означает гармонический вид (нота ми бемоль в Соль мажоре 6-ая гармоническая ступень).
Хорошо предварять ввDD7 субдоминантой (в До мажоре это аккорд F), так как в басу будет плавное голосоведение (полутон между звуком фа субдоминанты и звуком фа диез двойной доминанты).
В Ля миноре ввDD7 будет таким:
рис. 4
На рисунке 4 у нас Ре диез уменьшённый, построенный от седьмой ступени тональности Ми мажор.