Как определить тональность своей музыки
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы попробуем понять как определить тональность, а также сделаем это на практике, на примере небольшого проигрыша.
Определить правильно тональность музыки очень важная задача, с которой надо научиться справляться. Этот навык может дать нам огромный простор для творчества если мы сочиняем что-то сами (чтобы развить композицию), а также позволит нам научиться подбирать аккорды к любимым композициям.
Мы даже можем не просто подбирать аккорды, а делать это так как нам нравиться (ведь тут множество вариантов, можно придать любую дополнительную окраску к базовым аккордам, использовать замены). Мы это уже кстати делали, например в статье как подобрать аккомпанемент к мелодии.
Вообще если у нас есть ноты композиции, то самое простое посмотреть на знаки альтерации, стоящие при ключе. Тогда у нас будет всего два варианта.
Например, если при ключе стоит один диез.
рис. 1
То тут два варианта. Либо это тональность Соль мажор, либо Ми минор (параллельные тональности).
Чтобы точно понять это поиграйте композицию немного и возьмите в конце её аккорд, который, как вы полагаете, является тоникой.
Мы кстати подобным занимались уже в статье Как использовать большой увеличенный септаккорд.
Тоника - это самый устойчивый аккорд, поэтому взяв его правильно в композиции должно наступать чувство успокоения (чувство что все разрешилось, закончилось и ничего уже не будет, никакого развития).
Давайте попробуем на очень простом примере. Вот у нас сочинился небольшой проигрыш, который нам понравился.
рис. 2
Давайте послушаем как он звучит.
К какой тональности его можно отнести? Мы видим, что у нас один знак диеза при ключе в нотах, что мы записали. Делаем вывод, что возможно нужная тональность либо Соль мажор либо Ми минор.
Давайте попробуем закончить на трезвучие Соль мажор.
рис. 3
И сыграем ноты с рисунка 3:
Действительно трезвучие звучит как тоника. Мы можем разрешить мелодию в этот аккорд. Да, в конце у нас есть нота фа диез, которая является, как мы знаем вводным тоном для тональности Соль мажор. Вводный тон - подчеркивает, "вводит" в тонику, это еще один довод за то, чтобы взять в конце Соль мажор.
Итак, вот мы определили тональность главную, что же это нам даёт? Это дает нам, к примеру возможность развить наш проигрыш, разнообразить его как-то.
Например, можно взять аккорды вместо исходных нот.
рис. 4
По-звучанию аккорды C D7 | Em будут звучать практически так же как и наш проигрыш и мы можем чтобы по кругу не повторять одно и то же взять их.
А почему мы их берём?
Например, трезвучие До мажор (зелёный цвет на рисунке 4). Его мы играем вместо первых четырех нот мелодии, (ноту же ре, не входящую в трезвучие До мажор можно рассматривать просто как проходящую - 9-ую ступень). Четыре же эти ноты можно также отнести к лидийскому ладу.
Далее три ноты (фа диез, соль - отмечено красным) можно отнести к D7 - главная нота фа диез, соль проходящая 11-ая. Эти ноты можно отнести также к ладу миксолидийскому.
Все остальные ноты (что отмечены синим) - практически все из аккорда Ми минор семь (а можно и просто трезвучие Em брать, а остальные ступени рассматривать как добавочные). Также все ноты, что мы отнесли к аккорду Em можно отнести к ладу эолийскому.
Давайте запишем теперь, расширенный с помощью аккордов проигрыш.
рис. 5
И послушаем его.
Ну вот - звучит неплохо на мой вкус. Но что же еще можно сделать? Можно развить гармонию и дальше используя аккордовые замены. Так, у нас достаточно большой простор для улучшения звучания появится.
Итак, как мы знаем До мажор можно заменить на Ми минор (или Em7).
рис. 6
На рисунке 6 мы практически всё оставили как есть, но заменили C на Em7 в такте девятом. Это тоже меняет звучание.
Ну в общем-то мы До мажор не только на Em можем заменить, но и на Am7, а D7 с помощью тритоновой замены на Ab7, а Em7 на G (но так как мы решили, что G это тоника его хорошо брать в конце).
Да, вместо основного вида перечисленных аккордов можно брать их обращения, что тоже повлияет на звучание.
Кроме замен разнообразить можно также с помощью надстроек. Взять к примеру вместо трезвучия До мажор Cmaj9. Оставить исходные аккорды, но добавить к ним дополнительные ноты (не входящие в основной состав этих аккордов).
рис. 7
Ну и давайте также сыграем получившуюся музыку полностью.
Юдя
15 Апреля 2016 в 15:51
Игорь
28 Апреля 2016 в 13:26
анна
15 Января 2017 в 17:52
Игорь
17 Января 2017 в 18:57