Подбор аккордов к музыкальному произведению на примере Menuet BWV Ahn. 114
Здравствуйте, уважаемые посетители сайта Gorstorehov.com. Во второй части нашей статьи мы разберем вторую часть композиции Баха "Menuet BWV Ahn. 114". В прошлой части мы анализировали первый "кусок" менуэта и в ней мы нашли много чего интересного, в том числе подтверждение того как используется тоника, субдоминанта и доминанта, а также их обращения (обращения эти правда только для клавишных, так как произведение сочинялось для них). Цель этих уроков научиться анализировать ноты композиций и осуществлять подбор аккордов к ним.
Ну что ж давайте приступать... Вот нужные нам ноты:
рис.1
Если прочитать по нотам представленный на рисунке 1 отрезок произведения, то мы услышим, что здесь совершается модуляция в другую тональность, а точнее отклонение. Начинается оно с соль мажора (это главная тональность произведения), затем отклонение в тональность ре-мажор начиная с 4-го такта через аккорд доминантовой группы. В конце возвращение в тонику. Ну, это если кратко, а теперь давайте детально рассмотрим каждый такт и проверим, что там играется.
рис.2
На втором рисунке в 1-ом такте находятся ноты, соответствующие соль-мажору (G), это созвучие "соль-си" в самом его начале. Напомню, что составляющие трезвучие G ноты - это "соль-си-ре" и поэтому "соль-си" - как раз соответствует этому аккорду. Это наша тоника или первый аккорд, задающий окраску всего произведения, если назвать его функционально, то это T53. Буква Т обозначает - "Тоника", а 53 - цифры, обозначающие интервалы, с помощью которых получается нужное трезвучие.
Второй такт - это обращение доминанты от 5-ой ступени (D6), в роли которой может выступить ре-мажор или ре-семь. Это следует из нот "фа-диез+ля", с которых начинается такт. В третьем такте, как мы видим на рисунке 2, подойдет S6 - или обращение субдоминанты, эту функцию выполняет С или Сmaj(до мажор или до-мэйдж), если играть данную гармонию на гитаре, к примеру. На следующий такт (4-ый), можно играть A или A7, по функции же там доминантовый аккорд от 5-ой ступени новой тональности. Именно с четвёртого такта начинается модуляция в новую тональность (ре-мажор), а аккорд A является доминантой для неё.
К пятому такту подойдет обращение новой тоники Т64, по-другому обращение ре-мажора, определяют это ноты "ля, ре, фа-диез", именно они присутствуют в начале, в середине и в конце пятого такта.
рис.3
В шестом такте на каждую долю можно играть аккорды G, D, C#m-5, функционально же это субдоминанта, тоника, доминанта. Первые две ноты "си,соль" - это ноты из соль-мажора, но соль перенесена вверх на октаву поэтому это обращение G или секстаккорд. Затем ноты "ре и фа-диез", что дает нам ре-мажор или тонику тональности, в которую мы "отклонились". И на третьей доле шестого такта ноты "до-диез, ми" что может соответствовать до-диез минору, но мы там взяли полууменьшенный, так как это доминанта от седьмой ступени в тональности ре-мажор, а на седьмой ступени в данном случае должен быть именно полууменьшенный септаккорд (читайте статьи о ладах, чтобы понять, почему так). Как видите то, что доминантовый аккорд берётся именно от 7-ой ступени, обозначается римской цифрой семь, а то что там именно септаккорд мы обозначили обычной семёркой (см. 3-ий рисунок конец первого такта). Далее все проще, седьмой такт - ноты из трезвучия ре-мажор или T53, также можно взять там не обычный мажор, а мэйдж, ведь в конце такта есть нота до-диез. Восьмой такт - доминантсепт от ре, так как нота до-диез превращается в обычную "до". Септаккорд ре-семь - это начало возвращения в прежнюю тональность и выполняет он роль доминанты от пятой ступени при тонике соль-мажор (поэтому и надпись D7). Над девятым тактом пометка - буква D с римской цифрой три, это значит, что подойдет Bm или доминанта от третьей ступени тональности соль-мажор (об этом говорит созвучие "си,ре" на первой доле). 10-ый такт начинается с гармонического интервала "до-ми", что говорит об аккорде до-мажор или субдоминанте от четвёртой ступени нашей основной тональности (S53).
рис.4
В 11-ом такте три аккорда, которые соответствуют трём гармоническим интервалам, используемым в такте. Первый - "си+ре" и получается, что это уже знакомый нам Bm (доминанта от третьей ступени). Второй интервал "ля+до" или крайние ноты трезвучия ля-минор (субдоминанта от второй ступени S53). Третий интервал 11-го такта - "соль+си", а значит вновь тоника (T53 или аккорд соль-мажор). В двенадцатом такте созвучие "ре+ля", и если его дополнить нотой фа-диез, то получится трезвучие ре-мажор, а аккорд ре-мажор при тонике G - доминанта пятой ступени, так что это нормально. Если проанализировать ноты тринадцатого такта, то там звуковой состав также соответствует ре-мажору, но на этот раз возьмем не просто трезвучие, а септаккорд от ре, его звучание подходит к доминантовой функции. Четырнадцатый такт начинается с нот "ми+до" - это крайние звуки обращения до-мажора S6, где "до" перенесена вверх на октаву, превратив трезвучие "до+ми+соль" в "ми+соль+до". Ну и последние два такта - это просто тоника (T53) и содержат они ноты из аккорда соль-мажор, поэтому его там можно играть.
Не забывайте, что "стандартные" доминанта и субдоминанта берутся от 5-ой и 4-ой ступеней соответственно и обозначаются буквами D и S, поэтому если вы видите эти буквы, то это обозначает, что нужно взять именно эти варианты. Если же подразумеваются аккорды от других ступеней (ведь S еще можно взять от 2-ой, и 6-ой ступеней, а D от 3-ей и 7-ой), то к букве S или D рядом прибавляются римские цифры означающие ступень отличную от стандартной 4-ой (вы это видели выше в тексте).
Итак, на этом заканчивается статья о подборе аккордов к композиции Иоганна Себастьяна Баха. Такой анализ может быть полезен вам для подбора аккордов к любым другим музыкальным композициям, так вы можете снять на слух какую-то мелодию и без труда, проанализировав ноты мелодии, осуществить подбор аккордов к ней. Если вам интересны статьи, представленные на нашем ресурсе подписывайтесь на обновления сайта.