Музыкальная форма - трёхчастная
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы узнаем что такое музыкальная форма и посмотрим как сочинять в трехчастной форме.
Итак, мы рассматривали ранее как примерно можно рассуждать при сочинении музыки. Мы говорили о том, как соединять аккорды (читайте об этом здесь), как делать модуляцию и т.д.
Однако какая структура будет у нашей композиции? Ведь в музыке если прислушаться можно выявить определённые части, её составляющие. Это называется музыкальной формой.
Но лучше всего посмотреть на конкретном примере.
В этой музыке мы использовали трехчастную форму. Запишем её в нотах.
рис. 1
Начинается всё обычно с темы. Она задаёт начало всей нашей дальнейшей музыке.
Так как тема это самое начало и она даёт первое представление о том что мы играем, то её можно называть экспозицией.
Давайте посмотрим что такое экспозиция в Википедии:
Экспозиция в музыкальной форме — раздел начального представления тематического материала музыкального произведения или его части. Термин, обычно, подразумевает использование материала, который будет далее разрабатываться или варьироваться.
Допустим у нас сочинилась какая-то запоминающаяся и устраивающая нас по-звучанию тема. Далее нам хочется как-то её развить. Развитие может быть минимальным для начала. Развитие будет называться средней частью или частью номер 2.
После развития если мы хотим сделать композиции законченной мы делаем репризу. То есть повторяем начальную тему нашу с некоторыми изменениями (в нашем случае мы ставим как бы точку).
Третья часть или реприза придаёт композиции завершённость и делает её чем-то целостным.
Вот такую форму (трёхчастную) можно взять за основу если мы хотим на практике использовать наши знания. Так у нас может получиться приемлемая и более-менее законченная музыка.
В нашей трёхчастной форме 1-ую часть также называют A, среднюю часть B (она полностью отличается от A). Третью часть A1.
Вы наверное уже догадались, что A1 означает ту же A, но с изменениями в конце.
Определённые части вы можете услышать в любой музыке и в песнях и где угодно. Хорошо слушая что-то анализировать это, попытаться понять что происходит в композиции, как она развивается и так далее.