Альтерированные аккорды - как их использовать

Альтерированные аккорды - как их использовать

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы посмотрим как использовать альтерированные аккорды, если нам наскучили диатонические.

Мы ранее писали о правилах альтерации.

На самом деле тема эта обширная, интересная и не сводится лишь к простой схеме усиления тяготения неустойчивых звуков к устойчивым, показанной в той статье.

Альтерация может "подарить" нам кучу дополнительных аккордов, которые могут украсить нашу музыку.

Итак, о чём это мы? Давайте возьмём мажорную тональность. Например, тональность Соль мажор и построим там гармонию, опираясь на известные нам правила. Будем отталкиваться от базовой схемы Тоника|Субдоминанта|Доминанта.

Сыграем так: Т7 | S7 | K64 D7 | T7 :||. Что у нас тут интересного?

Что за К64? О нём мы упоминали здесь: http://gorstorehov.com/page/obrashenie-akkordov-na-pianino.

Это просто второе обращение тоники (с квинтой (нотой ре) в басу). Однако, мы не можем написать Т64, так как он предваряет конец нашего построения (состоящего из четырёх тактов), перед возвращение в тонику.

K64 по правилам гармонии ставится в конце какой-либо музыкальной части (периода или предложения). Если же Т64 стоит не в конце и выполняет в гармонии другую функцию, то его можно обозначить как T64 (то есть он уже будет не кадансовым).

Итак, допустим мы играем такую гармонию. Кроме того, мы можем брать аккорды от других ступеней гаммы Соль мажор, их обращения. Например: II7, III65, VI64, VII7 и так далее.

Однако, в какой-то момент нам это может наскучить (ведь все эти аккорды в основном строятся с помощью неизменённых с помощью альтерации нот гаммы G dur) и нам захочется услышать какой-то другой звук, новый для нас.

Тут нам и может пригодится альтерация.

Пробуем найти новые аккорды с помощью ладовой альтерации

Итак, мы можем взять вместо S7 в нашем построении аккорд S7+1.

Это будет До диез полууменьшенный (или C#m7-5). Как он тут появился? Просто мы, как вы уже догадались повысили в Cmaj7 ноту до на полтона по правилам альтерации нам уже знакомым (нота до - это четвёртая повышенная ступень в гамме Gdur, а в аккорде Cmaj7 первая ступень(поэтому +1)).

Также мы можем в Соль мажоре взять аккорды: E7, Am7-5, Eb7, A7, F#7 и другие. Все эти аккорды могут у нас получится также благодаря альтерации:

Много аккордов полученных с помощью альтерациирис. 1

А как вообще рассуждать при поиске таких аккордов?

Как находить интересные созвучия

Найдем неустойчивые интервалы, требующие разрешения. Для малого мажорного септаккорда, уменьшенного и полууменьшенного характерно наличие тритона (увеличенной кварты или уменьшенной квинты) в звуковом составе.

Поэтому поищем данные интервалы с разрешением (ув 4 увеличиваются при разрешении ум 5 уменьшается). Например, ноты Ля диез+ми - это ум 5.

Куда же он разрешается? В ближайшие устойчивые звуки и при этом уменьшается, значит в интервал си+ре (малая терция).

А теперь построим вокруг этих двух интервалов аккорды. Например, вокруг ля диез+ми F#7, а вокруг си+ре Bm7 (Си минор семь).

Строим аккорды вокруг интерваловрис. 2

Так, переход из F#7 в Bm7 будет звучать хорошо. Вместо Bm7 может быть Em7 там тоже будет интервал си+ре.

Таким образом, мы можем получить красивые сочетания аккордов.

Итак, а теперь применим это на практике и послушаем. Сыграем такую последовательность:
G | Cmaj7 | G/D D7 | G
G | C#m7-5 | Eb7 D7 | G
Em7 F#7 |Bm7 | E7 C#m7-5/G | Am7-5/C
Eb7 Em7 | A7 | G/D D7 | G
G | Cmaj7 | G/D D7 | G
G | C#m7-5 | Eb7 D7 | G
.

Запись G/D означает трезвучие Соль мажор в басу ре (тот самый К64), то есть так мы обозначили обращения аккордов.

Если вы знаете какие-нибудь классные последовательности с использованием альтерированных созвучий, то пишите о них в комментариях ниже.

Поделиться с друзьями
Читайте также
  1. Что такое ложная доминанта
  1. Гармонизация мелодии
  1. Музыка и литература - схожесть
  1. Виды каденций, полная каденция
  1. Как разрешается аккорд второй ступени
  1. Проходящий оборот или как пользоваться квартсекстаккордом
  1. Как пользоваться прерванным оборотом
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]