Уменьшенный септаккорд - особенности применения
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы поговорим о том, как на практике можно применять уменьшенный септаккорд при игре на гитаре.
Уменьшенный аккорд на самом деле очень интересный и универсальный. В звучание он вносит свой колорит. Также он особенный и особенности его могут помочь нам при получении удовольствия от сочинения музыки.
У нас есть много статей, касающихся данного вида септаккордов (О септаккордах, кстати читайте здесь: http://gorstorehov.com/page/septakkordi).
Мы говорили о том как данный аккорд получается в миноре в этой статье. Также мы там писали о том как получить фразы для обыгрывания этого аккорда.
Однако, Ум7 получается на седьмой вводной ступени не только гармонического минора, но и гармонического мажора вот так:
рис. 1
На рисунке 1 изображено как мы, используя гармонический ля мажор получили Ум7. Но самое интересное это то, как его применять на практике. На самом деле способов применения множество.
Играя Ум7 мы можем найти, что взять этот аккорд на гитаре можно по-разному и это может давать нам "дополнительные пути, по которым может пойти" наша музыка.
Например, мы можем его взять так:
рис. 2
Убрав одну ноту из данного варианта Ум7 мы можем получить три звука из звукового состава Bb7. То есть эти три звука мы можем рассматривать и как недостроенный Fdim7 и как недостроенный Bb7. Получится что у нас два энгармонически равных аккорда может получится: Fdim7 будет относится к одной тональности, а Bb7 к другой.
Значит можно это для модуляции использовать, например.
Да, мы нашли на рисунке 1 аккорд G#dim7, а на рисунке 2 берём Fdim7, но это на самом деле один и тот же аккорд (Fdim7 обращение G#dim7 - просто проанализируйте звуковой состав этих аккордов - он абсолютно одинаков).
А можем взять Ум7 так:
рис. 3
А этот вариант, опять же без одной ноты можно рассматривать и как Fdim7 и как Fm6. А Fm6 как мы уже в курсе - это тот же Dm7-5 (ре полууменьшённый по звуковому составу).
Так, мы можем опять же получить общий аккорд. Рассмотреть полученное созвучие как Dm7-5 (аккорд второй ступени в До миноре), то есть часть тональности Cm.
То есть немного другой вариант Ум7 нам даёт ещё больше возможностей для модуляции (и не только).
А теперь возьмём Fdim7 вот так:
рис. 4
Этот вариант тоже похож на полууменьшённый септаккорд, но уже Fm7-5, опять же недостроенный.
Мы можем сделать через такой вариант модуляцию в Gb, звучать будет нормально и можно это использовать например, когда играем в Ля мажоре (модуляция будет из A в Gb).
рис. 5
То есть играем в тональности Ля мажор что-то и переходим в другую тональность используя такой вариант Ум7. Послушаем как это звучит:
Вот так для интереса можно делать если вдруг наскучит играть в одной тональности и захочется внести в звучание что-то новое.
Как видно Ум7 даёт очень много возможностей и не только для модуляции. Можно его применять и просто с другими аккордами из Ля мажора используя, к примеру особенности описанные нами в статье про соединение аккордов.
Да, это мы делали совсем недавно на практике в этом аудиопримере.
Если вам что-то непонятно задавайте вопросы в комментариях ниже.