Чем отличается секстаккорд от аккорда с секстой, как используется интервал секста

секста, секстаккорд и аккорд с секстой

Сегодня мне хотелось бы поговорить о том, чем отличается аккорд с секстой и секстаккорд, оказывается различия есть. Разница прежде всего состоит в функции, которую выполняет интервал секста в первом и втором случае. Если секста просто добавляется к трезвучию аккорда, то она выполняет роль добавочной или надстройкой (это и будет называться аккорд с секстой). В этом случае основное звучание по-прежнему образует трезвучие, а шестая ступень добавляет к нему свою какую-то краску. В случае же секстаккорда, меняется сама структура аккорда, а интервал секста участвует в его образовании.

Секстаккорд получается когда мы берём аккорд не от тоники, а от третьей ступени тональности, идя по нотам арпеджио, выходит, что это обращение исходного аккорда. Чтобы было понятно, нужно для примера взять какое-нибудь трезвучие, например возьмем трезвучие аккорда фа-мажор - это будут ноты фа, ля, до.

трезвучие фа-мажор

Его играть можно как мы и записали, то есть от ноты фа, а можно от ноты ля, и последовательность будет уже ля, до, фа.

обращение фа-мажора секстаккорд

Так вот, если взять одновременно ля, до, фа, то получиться обращение фа-мажорного трезвучия (мы ноту фа переместили на октаву вверх), в басу же будет нота "ля". Между "ля" и "фа" - то есть крайних звуков получившегося трезвучия - образуется интервал секста и именно он участвует в образовании этого созвучия. Поэтому такое трезвучие будет называться секстаккордом. Думаю теперь разница между секстаккордом и аккордом с секстой наглядна. Если вы пойдете по трезвучию фа-мажора дальше и сделаете его обращение от ноты "до" (осуществляется перенесением на октаву вверх кроме ноты "фа" еще и ноты "ля"), то у вас получится уже не секстаккорд, а квартсекстаккорд и его форма будет уже другой - строение его определяется сначала квартой от первой ступени, затем секстой, тоже от первой (поэтому и называется квартсекстаккорд):

обращение фа-мажора квартсекстаккорд

В басу теперь будет звучать до, а фа и ля наверху.

Секста может быть большая(обозначается б6) или малая(её обозначение - м6), и существуют также некоторые особенности с использованием данного интервала как надстройки или добавочной ноты. Большая отличается от малой на полтона (в первой расстояние четыре с половиной тона, во второй четыре ровно), м6 "по-умолчанию" бывает в гамме минорного аккорда (если считать от тоники до шестой ступени). Давайте проверим это взяв тональность ре-минор, тональность минорная поэтому от тоники (ре) до шестой ступени (ноты си-бемоль) расстояние в четыре тона.

Но чтобы из ре-минора получить аккорд с секстой необходимо добавить к трезвучию ре, фа, ля не м6, а б6, поэтому нота си-бемоль становится чистой "си".

аккорд ре-минор с секстой

Просто так принято брать. Если вы увидите в нотах обозначение минорного аккорда с секстой (например, Am6 в джазовой теме Summer Time), то нужно к минорному трезвучию добавить именно большую сексту.

Не зная же этого правила, можно ошибиться и взять не тот аккорд.

В ре-мажоре же всё обстоит без сюрпризов и к трезвучию ре-мажора добавляется нота си, без каких бы то ни было изменений.

аккорд ре-мажор с секстой

Получается и в минорном и в мажорном аккордах добавочная секста будет большой и, следовательно, одной и той же нотой.

А что будет если использовать интервал сексту вне аккорда, гармонический его тип (две ноты одновременно) должно же быть какое-то значение у м6 и б6. Если у нас нет конкретного трезвучия мажорного, минорного, то взятая отдельно м6 будет звучать минорно, большая же мажорно - совсем как с терциями все. Это можно также использовать, вместо аккордов, например, в аккомпанементе, взять не целый аккорд, а интервал из него отдельный. Например, мы играем не аккорд соль мажор, а только гармонический интервал ре + си (что есть большая секста).

Кстати с секстой, как и с некоторыми другими интервалами при обращении происходят интересные метаморфозы. Читайте об этом в статье про обращение интервалов.

Поделиться с друзьями
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]