Арпеджио, устойчивые ступени
Арпеджио - это по-другому ступени, из которых состоит трезвучие (или септаккорд), взятые раздельно. Использовать его можно если вы хотите обыграть конкретный аккорд и при этом мелодия ваша звучала бы правильно.
Арпеджио также называют приём исполнения аккорда, когда ноты, составляющие аккорд берут не вместе, а раздельно (одну за другой).
Знак арпеджио в нотной записи выглядит как вертикальная волнистая линия:
Обычно при использовании этого приема ноты исполняются снизу вверх (то есть от нижних звуков аккорда к верхним). Вот как будет звучать аккорд До мажор сыгранный с помощью арпеджио:
Но в этой статье мы будем рассматривать этот термин не как прием, а просто как звуки, составляющие аккорд взятые раздельно.
Гаммы различных аккордов могут иметь идентичный звуковой состав (к примеру - Am, C, G7), и обыграть их в принципе можно одной и той же последовательностью (к примеру до-мажорной гаммой). Отличаются же они друг от друга своим звуковым составом или арпеджио. Построить его, как вы понимаете, достаточно просто и, так как аккорды строятся терциями, нужные нам звуки находятся через терцию от первой ступени конкретной тональности. То есть, если нам нужно арпеджио до-мажора, то мы "идем" от ноты до к ми (большая терция), от ми к соль(м3), эти три ноты и составляют обычное до мажорное трезвучие, еще этот вид называют короткое арпеджио.
Но можно пойти дальше и от соль построить еще и си (б3), тогда у нас будет не три ноты, а четыре, а называться эта последовательность будет арпеджио септаккорда. Оно также играется на до-мажор, но в точности соответствует звуковому составу септаккорда До-мэйджа. Затем все найденные ноты повторяются до конца гаммы.
Точно также терциями строим арпеджио ля-минор и соль-семь:
Теперь вы видите чем отличаются аккорды, вроде бы обыгрываемые гаммой с одинаковым звуковым составом и сможете раскрыть каждый из них в собственной импровизации.
Арпеджио - Устойчивые ступени
Существует такое понятие как устойчивые и неустойчивые ступени. Так вот, устойчивыми ступенями в гамме любой тональности являются 1-ая, 3-я, 5-ая, остальные - неустойчивые. Вы наверняка заметили, что первые, взятые вместе составляют аккордовое трезвучие, а последовательно минимально возможное арпеджио - короткое. Что же нужно знать об устойчивых и неустойчивых звуках и для чего они нужны импровизатору? Неустойчивые ступени "стремятся" в своем звучании к устойчивым, поэтому они слышатся как бы "незаконченными", конечно же в рамках той гаммы, в которой они рассматриваются. Здесь и главное отличие устойчивых и неустойчивых ступеней - первые "самодостаточны" и не требуют разрешения в другую ноту, вторые требуют. Так 2-ая ступень стремится к 1-ой, 4-ая к 3-ей, 6-ая к 5-ой, 7-ая к 1-ой. При игре необходимо помнить, что неустойчивые ступени, или те, которые не входят в короткое арпеджио, нужно использовать осторожно, так как если на них акцентировать внимание мелодия может получится некрасивой.
Итак, активное использование устойчивых ступеней, делает фразы мелодии завершёнными. При использовании "просто" гаммы (обыгрывая и до мажор, и ля минор, и соль семь одной и той же гаммой, не особо задумываясь) не всегда угадаешь как играть и на какую все таки ноту закончить фразу в импровизации. Зная же арпеджио конкретно взятого аккорда эта проблема отпадает. Так, мы можем использовать неустойчивые звуки, "левые" нотки сколько нам нравится и как нам нравится, но вновь и вновь возвращаясь в устойчивые ступени.
Короткое арпеджио - обращение трезвучий
Мы уже выше сказали, что ноты, входящие в короткое арпеджио, взятые одновременно составляют основу для аккорда - трезвучие, мажорное или минорное. 1-ая, 3-я, 5-ая ступени дают нам возможность также создать обращение аккорда, что расширяет поле для импровизации и делает игру удобной. Почему удобной? Да потому, что если мы к примеру играем на гитаре, то можем выбирать для этого различные позиции на грифе. Не всегда из выбранной позиции легко взять отстоящий далеко аккорд, поэтому полезно знать его обращение, чтобы он стал доступен в любом месте, и, тем самым, внес разнообразие в импровизацию.
Что же такое обращение? Возьмите одновременно ноты до, ми, соль - или мажорное трезвучие (в статье обозначение аккордов мы говорили о нем), затем ми, соль, до, и, последним - соль, до, ми. Последние два варианта являются обращениями первого (до-мажора), фактически это тот же самый аккорд, только звуки составляющие его были перенесены вверх на октаву, сначала нота "до", затем "до" и "ми". Вы можете проделывать такое и с другими созвучиями конечно же, и помните от перемены мест слагаемых сумма не меняется, поэтому каждый аккорд можно, с помощью обращений сделать удобным.
Применить обращения можно еще в случае импровизации полностью на аккордах. Согласитесь интереснее играть в две гитары, когда человек на аккомпанементе также переиначивает свою партию, дополняя тем самым соло-гитару.
FMusic
30 Сентября 2014 в 00:20
Игорь
30 Сентября 2014 в 15:07
маша
21 Декабря 2014 в 14:33
Вероника
25 Декабря 2014 в 16:46
мария
01 Сентября 2015 в 16:45
Иван
02 Мая 2015 в 23:23
Игорь
07 Мая 2015 в 16:33
Владимир
02 Декабря 2015 в 00:46
Игорь
03 Декабря 2015 в 18:22
алия
31 Марта 2017 в 21:42