Что нам дают обращения интервалов
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поговорим подробнее про обращения интервалов и о том, что в этом для нас полезного.
Мы уже знаем, что обращение интервалов - вещь интересная и можно заметить особенные вещи связанные с этим. Например, интересно что при обращении происходит с уменьшенной квинтой или увеличенной квартой. Но тритон не один интервал, с которым случаются метаморфозы при обращении. Порой бывает неудобно долго отсчитывать ступени чтобы найти малую сексту или большую на грифе гитары, к примеру, ведь это интервал большой и ноты его вершины и основания разделяют много звуков. Есть очень простой выход.
Допустим, мне хочется от ноты "соль" построить большую сексту. Для этого возьмем и построим меньший интервал - малую терцию вниз от ноты "соль" вот так:
рис. 1
Полученная нами нота "ми" - это, можно сказать, и есть нужная нам большая секста от ноты соль, только её нужно перенести вверх на октаву вот так:
рис. 2
Суть вышесказанного в том, что обращение интервала м3 дает интервал б6. На мой взгляд интересная особенность. А минорную м6 (малую сексту) можно получить аналогичным образом, только вниз сначала от "соль" построить большую терцию б3. Так мы получим ноту ми-бемоль:
рис. 3
Теперь вновь сделаем обращение полученного интервала, перенеся ноту ми-бемоль на октаву вверх:
рис. 4
Вот такие любопытные штуки можно заметить если всмотреться в устройство маленьких интервалов - их оказывается можно превращать в большие.
Обращения интервалов в аккорде
Да на самом деле то, что мы выше написали - это еще не всё. Мы можем данную особенность использовать и в импровизации. Например, на рисунке 1 мы построили малую терцию, от ноты соль, но мы помним также, что малая терция имеет минорное звучание и является основой для минорного аккорда, в нашем случае полученный интервал: ми+соль - это м3 из аккорда ми-минор. А теперь, используя обращения интервалов, перенесём ноту ми на октаву вверх - получится соль+ми - большая секста и она уже является частью мажорного аккорда (и имеет как мы знаем мажорное звучание) - до-мажор.
Это забавно - получается недаром эти два аккорда (Em и С) взаимозаменяемы. А еще мы можем, к примеру брать не только аккорд Em с малой терцией в основе, но и с большой секстой вот так:
рис. 5
На рисунке 5 вы видите абсолютно идентичные с точки зрения использования аккорды - это все Em (ноты одни и те же), однако звучание совершенно разное (это за счет разных интервалов) и эту разность в звучании мы можем использовать в каких-то нужных нам выразительных целях при игре на гитаре, к примеру. Вот даже при подборе аккордов к песне теперь вы можете пробовать заменять стандартное минорное трезвучие, на его аналог с большой мажорной секстой.