Как сделать шагающий бас
Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы разберём некоторые принципы, опираясь на которые можно сделать шагающий бас.
Уметь играть с помощью такого баса очень приятно - это как дополнительный инструмент для музыкального самовыражения. Играть так можно не только на бас гитаре, но и на гитаре (к примеру если выиграете в две гитары, то один человек играет верхние ноты аккордов, а другой саму басовую линию).
Итак, нам нужно чтобы звучало нормально. И как этого вообще добиться?
Для начала я расскажу про скачки на кварту вниз (или квинту вверх). Мне очень нравится так делать, когда звучит тоника аккорда и нужно её как-то разбавить. Первое что можно сделать это чередовать тонику и пятую ступень (получится как раз скачок на кварту вниз, для аккорда До мажор, к примеру это до - соль).
рис. 1
Второе что важно - это осуществление перехода к тонике следующего аккорда. Как это сделать? Для этого хорошо использовать вводную ступень (вводной называется седьмая ступень) или вторую (её тоже иногда называют вводной).
То есть к тонике до (если мы хотим перейти в до мажорный аккорд) мы можем перейти как раз через ноту си.
рис. 2
Третье - мы нашей басовой линии можем использовать вообще все ноты (опираясь при этом на наше внутреннее ощущение гармонии - если звучит гармонично и нам нравится тогда хорошо - оставляем... кстати, здесь мы писали об эффективном упражнении помогающем в развитии музыкального слуха). Ноты гаммы (диатонические) и хроматические (что находятся между ними). Однако, и тут есть некоторые нюансы, о которых на начальном этапе хорошо бы помнить.
Иначе может звучать не очень хорошо и более опытные музыканты (а может и простые слушатели) это услышат.
Нужно очень осторожно использовать третью и седьмую ступени. Что это собственно за ступени?
Правильно - они как раз отличают минорный септаккорд от мажорного.
Поэтому если у нас звучит До мэйдж к примеру, то лучше не играть в басовой линии си бемоль иначе будет звучать нехорошо.
рис. 3
На рисунке 3 мы рассмотрели правильное использование 7-ой ступени на примере аккорда Eb7. То есть мы не можем на нем взять ре бекар (большую септиму) - это будет звучать нехорошо.
Аналогично в аккорде Bbm7.
Это же касается и третьей ступени, лучше не делать акцент на минорной 3-ей ступени когда звучит мажор, а если и играть её, то очень осторожно как проходящую (типа как когда играем хроматическую гамму в нашем басу (об этом поговорим в самом конце статьи)).
Ну и аналогично - на минорные аккорды не играть мажорную терцию или септиму, не входящую в состав этого аккорда.
Также помните: хотя по-идее нам и можно использовать арпеджио аккордов, на которые мы играем бас лучше на сильную долю каждого нового аккорда играть именно его первую ступень (тонику). Вначале это также лучше себе взять за правило.
Ну и напоследок, в шагающем басу хорошо использовать хроматическую гамму. Например, в этом переходе сыграть так:
рис. 4
На рисунке 4 мы показали как использовать хроматизм. Ещё мы отметили важность перехода именно в тонику нового аккорда.
Кстати, хроматическая гамма у нас написана по определённым правилам, читайте о них здесь: https://gorstorehov.com/page/chto-takoe-ladovaya-alteraciya.
Если вам есть чем дополнить статью - не стесняйтесь писать комментарии дабы раскрыть тему подробнее. Вопросы задавайте там же, постараюсь ответить.
Ну и попробуем сделать шагающий бас, руководствуясь описанными выше принципами. Поиграем его на темку Just Friends.
Владимир
03 Мая 2022 в 13:49
Владимир
03 Мая 2022 в 15:15
Слава
31 Марта 2023 в 12:34