Музыкальная фраза
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы увидим как музыкальная фраза может помочь нам разнообразить нашу музыку.
При сочинении музыки или импровизации мы можем аккорд сыграть не привычным нам способом (все ноты вместе), но и сыграть вместо него музыкальную фразу. Мы тут имеем ввиду ноты аккорда взятые раздельно (что называется арпеджио, о котором мы писали здесь), с добавлением к ним еще и неустойчивых звуков.
Магия в том, что устойчивые звуки не меняются, а вот с неустойчивыми возможны множество вариантов, ведь мы их можем понижать и повышать.
Давайте возьмем, например вот такой аккорд:
рис. 1
Это самое обычное трезвучие Ля мажор - основной вид. Какие же музыкальные фразы к нему подойдут? А главное - как их найти? На самом деле мы можем сыграть абсолютно любые ноты на этот аккорд. Интересно да?...получается при создании музыки у нас есть абсолютная свобода (это здорово, на мой взгляд:)). Почему же так выходит?
Начнем издалека... Помните мы писали об уменьшенной гамме? Вот как её можно использовать? Как применить её особенное звучание (звучит она довольно резко)?
Логично предположить, что для "нагнетания напряжения" в нашей музыке. Мажорное трезвучие, как мы знаем, в этой гамме можно получить так:
рис. 2
Получается мы можем играть ноты этой гаммы как угодно и разрешить в итоге в нужный нам аккорд (или ноту из него), который в ней, как мы видим на рисунке 2, содержится. Давайте попробуем:
рис. 3
Давайте сыграем нашу фразу с рисунка 3 и послушаем как она звучит:
Далее Ля мажорное трезвучие можно построить также в миксолидийском ладу:
рис. 4
Теперь обыграем Ля мажор с помощью этого лада, получив следующие ноты:
рис. 5
Сыграем то, что у нас в нотах записано на рисунке 5 и послушаем:
Как слышите звучит уже по-другому. Далее возьмем гамму мелодического Ре минора. В ней также можно построить трезвучие A:
рис. 6
Фраза здесь у нас будет такая:
рис. 7
Теперь сыграем фразу, построенную в третьем уже по счету звукоряде:
Теперь последний вариант, что мы рассмотрим - Натуральный мажор (или Ионийский лад). В нем также найдем трезвучие ля мажор:
рис. 8
Придумаем фразу в этой четвертой по счету гамме, также для трезвучия Ля мажор и запишем в нотах:
рис. 9
Теперь послушаем как это звучит:
Заметьте как сильно последняя фраза отличается от предыдущих по своей окраске. Она более мягкая по звучанию (всего лишь из-за появления ноты соль диез) и мы можем эту окраску использовать если нам нужно.
Получается используя разные звукоряды при обыгрывании одного и того же аккорда мы можем привнести ту окраску в музыку, которую хотим. Очень интересно, на мой взгляд. Можно конечно же и комбинировать гаммы друг с другом. Так можно получить фразы с хроматизмом и так далее...
Итак - давайте применим как-то полученные фразы и посмотрим как они звучат в гармонии. Можно играть их просто на аккорд Ля мажор, но можно использовать и другие аккорды из этой тональности. Например, можно играть такую гармонию:
рис. 10
Мы просто использовали тонику (A) - субдоминанту (D9) и доминанту (Em11) с добавочными ступенями. Но проще всего наверное рассматривать все как трезвучие Ля мажор, к которому мы добавляем все время дополнительные ступени, тем самым расширяя гармонию (просто трезвучие Ля мажор будет звучать скучнее).
Теперь послушаем как поверх гармонии с рисунка 10 звучат, полученные нами выше фразы. Мы сыграем все четыре варианта - одну за другой.
Ну вот - звучит неплохо. Каждая следующая музыкальная фраза должна как бы продолжать предыдущую, развивая мысль - так будет звучать хорошо и целостно.
Игорь
20 Декабря 2015 в 14:58
Игорь
20 Декабря 2015 в 22:48
Владимир
21 Декабря 2015 в 04:12
Игорь
21 Декабря 2015 в 15:10
Игорь
21 Декабря 2015 в 15:17
Ангелина
21 Декабря 2015 в 08:21
Игорь
21 Декабря 2015 в 15:13
Дмитрий
25 Октября 2017 в 20:42