Как правильно импровизировать на 12 тактовый мажорный блюз

Как правильно импровизировать на 12 тактовый мажорный блюз

Здравствуйте, дорогие друзья. Представим, что мы решили поиграть 12 тактовый блюз, выучили аккорды, гаммы, арпеджио и так далее. Все ли на этом? Или нужно ещё что-то знать?

На самом деле чтобы соло звучало действительно правильно и было похоже на блюз нужно играть его определённым образом, соблюдать некоторые правила.

Играть нужно в стиле свинг. Напомню, что тут используется триольная пульсация и акцент, который должен ставиться на слабой доле и иногда переходить на сильную ("блуждать").

Но лучше сразу посмотреть на пример:

Пример импровизации в свингерис. 1

На рисунке 1 мы поимпровизировали на первые аккорды стандартного 12 тактового блюза в Соль мажоре и тут можно выделить три вещи.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание - это блуждающий акцент. Суть его в том, что акцент иногда переходит со слабой доли на сильную (см то, что помечено зеленым на рисунке 1 - первая нота с акцентом в выделенном фрагменте слабая, вторая сильная).

Во-вторых при построении фраз мы используем принцип вопрос-ответа. То есть вторая часть фразы - это ответ (дальнейшее развитие мысли) на первую.

Третий момент - это использование пауз при импровизации. Паузу мы видим в конце второго такта на рисунке.

Вот как звучит музыка с рисунка 1:

Примерно так и нужно фразировать в стиле свинг. Главное здесь именно ритм. Для тренировки можно ноты, на которых нет акцента играть максимально тихо, а акцентированные максимально громко, чтобы добиться нужного звучания.

Кстати, точно также нужно импровизировать и на джазовые темы, которые исполняются в этом стиле. Поэтому музыканты часто говорят, что блюз и джаз одно и то же.

Гармония блюза и звукоряды для импровизации

В примере ниже мы поиграем на такой вариант гармонии Соль мажорного блюза: G7 | C7 | G7 | G7 | C7 | C7 | G7 | E7 | Am7 | D7 | G7 | G7.

Здесь мы используем аккорды 2-ой (Am7) и 5-ой (D7) ступеней. Также мы берём аккорд E7, который доминанта к Am7.

О том, какими звуковыми рядами можно обыграть все эти аккорды мы писали здесь.

Там мы упомянули про блюзовую гамму и арпеджио. Для интереса можно использовать и более интересные звукоряды. Например, уменьшенную (или симметричную) гамму. Ей можно обыграть малые мажорные септаккорды, которых в нашем блюзе подавляющее большинство. Подробнее об этом читайте в статье про минорный блюз.

Блюз по форме

На страницах сайта мы так и не упомянули о форме, которая соответствует блюзу. Напишем об этом в этой статье.

По форме блюз - это один период, состоящий из трёх предложений (в каждом из которых по четыре такта).

Можно услышать, что последнее предложение звучит как завершение, то есть похоже чем-то на каденцию. Кроме того, третье предложение (это также можно услышать) будто бы подводит к изначальной гармонии.

А вот так можно схематически обозначить части блюза:

Блюз по форме - схемарис. 2

Теперь применим на практике всё, что мы выше написали и послушаем, как звучит наша импровизация.

Поделиться с друзьями
Читайте также
  1. Как играть блюзовое соло
  1. Рассказ про cтиль свинг и ритм шаффл
  1. Как улучшить своё гитарное соло
  1. Как играть гаммы секвенцией
  1. Как играть соло на гитаре
  1. Dindi - ещё фразы для импровизации
Комментариев еще нет...
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]