Эффективное упражнение по сольфеджио
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы поговорим про одно, на мой взгляд, эффективное упражнение по сольфеджио.
Сольфеджио нужно для развития музыкального слуха. Очень важно уметь различать на слух разные интервалы.
Для того чтобы тренироваться в этом есть одно достаточно эффективное упражнение.
Выглядит оно так:
рис. 1
В нём, как видите, мы сразу, от одной ноты отстраиваем все возможные интервалы.
Пропевать его надо так: "до ре, до ре, до ре, до ми" и так далее. То есть мы игнорируем знаки альтерации (не говорим ре бемоль или ре диез), но подразумеваем их.
Упражнение это на самом деле не так просто. Его можно расширять и применять по-разному.
Можно его адаптировать под себя, получая другие упражнения.
Например, я хочу отработать малые терции (м3) и большие секунды (б2). Я хочу, допустим, сразу от любой ноты вниз и вверх научиться голосом отстраивать м3 и б2. Для начала только эти два интервала.
Как в самом начале (если мы не обладаем хорошим музыкальным слухом) "скакнуть" от такой-то ноты на нужный интервал.
Правильно, применяем метод, показанный на рисунке 1.
рис. 2
То есть поём: "до си, до си (подразумевая си бемоль), до ля". "До ля" - как раз нужный нам м3.
Мы можем даже создать таким образом целое упражнение, предназначенное получается как раз для запоминания этих двух интервалов.
рис. 3
В том, что изображено у нас на рисунке 3 есть одна проблема. Там у нас иногда м3 изображено как ув2 (си бекар ля бемоль). Или б2 как ув1 (ноты ре бемоль и ре диез).
Просто по-другому и так чтобы и на нотном стане всё было верно сложно записать.
Однако, если не обращать внимания на запись, а ориентироваться лишь на то как это звучит у нас всегда интервал по звучанию идентичный б2 будет чередоваться с интервалом идентичным м3. Поэтому суть сохраняется.
Если упражняться таким образом систематично каждый день, то мы уже автоматически сможем отстраивать м3 и б2.
Также это поможет научиться лучше различать их на слух.
По тому же принципу можно отработать и другие интервалы. Можно также придумать свой принцип, это придаст интереса занятиям.
А вообще интервалы содержаться в аккордах и их обращениях.
рис. 4
Поэтому хорошо бы слышать их.
Да, ещё о некоторых упражнениях по сольфеджио мы рассказывали здесь.
Если у вас есть какие-то замечания, или добавления (можете тоже поделиться каким-нибудь эффективным на ваш взгляд упражнением), или вопросы - пишите в комментариях ниже.