Как сделать басовую линию

Басовая линия

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы посмотрим как сделать басовую линию интереснее за счет использования дополнительных звуков. Аккорд можно сыграть как вы уже видели в одной из предыдущих статей просто используя ноты арпеджио друг за другом.

Как вы поняли басовой линией можно заменить обычные аккорды в гармонии. А еще интереснее если есть человек играющий на контрабасе и гитарист. Тогда можно играть под басовую линию, которую ведет контрабасист - звучание будет интересным. Но и на гитаре можно сделать так - ведь у нас есть аж три басовых струны. Так, в басу можно играть ноты из аккорда на верхних самых толстых струнах,а вверху на нижних, что мы и делали примерно в статье про бас Альберти.

Однако, там мы использовали просто ноты трезвучия, но мы знаем, что есть еще много проходящих звуков, добавочных к аккорду. Следовательно, для разнообразия и интереса мы можем кроме нот трезвучия использовать и остальные ноты лада.

Играть мы будем на метр, то есть в размере три четверти мы будем равномерно распределять басовые ноты на каждую долю (играть четвертными). Возьмем тему "Someday my prince will come".

басовая линиярис. 1

Послушаем как это звучит: слушать.

На рисунке 1 мы обвели красным проходящие (дополнительные) звуки лада, не обведенными остались ноты из звучащего в данный момент аккорда (или арпеджио). Ладно с аккордовыми понятно, а почему проходящие именно эти ноты? Для этого давайте проанализируем гармонию чтобы понять, что же там происходит - это ключ к тому, что можно сыграть в басовой линии.

Большинство аккордов в последовательности - это созвучия из диатонической шкалы Си бемоль мажора - этот аккорд наша тоника. Ebmaj7 - это субдоминанта, Cm7 - аккорд от верхнего вводного тона (второй ступени, он является заменой стандартной субдоминанты от 4-ой ступени), F7 - это обычная доминанта от пятой ступени, Dm7 - медианта от третьей (им можно заменить доминанту F7).

Следовательно, на все эти созвучия из диатонической шкалы можно играть одну и ту же гамму (натуральный Си бемоль мажор), следя за сменой устойчивых и неустойчивых звуков. Это мы и делали на рисунке 1.

лады, использованные для басовой линиирис. 2

на рисунке 2 изображено то как изменяются устойчивые ступени в одной и той же гамме (Bb), при смене аккордов - они обведены красным и являются просто звуками аккорда звучащими раздельно.

Теперь у нас осталось три аккорда, которые не входят в шкалу. Итак, чем же обыграть C#dim? Этот аккорд заменяет С7, стоит лишь поменять басовую ноту с "до" на "до диез". Мы уже писали о таком в статье о музыкальном анализе композиции Иванова-Крамского. Это просто двойная доминанта. А обыграть этот уменьшенный аккорд, исходя из его происхождения, можно тем же звукорядом, которым мы бы обыгрывали C7 (миксолидийским ладом), но с До диез вместо до:

Что играть на уменьшенный аккордрис. 3

А что же касается D7 - то это тот же принцип, что и в двойной доминанте, только он доминанта к медианте от шестой ступени (аккорду Gm). Получается мы должны повысить на полтона ноту фа, которая седьмая ступень в тональности Gm. Тогда гамма у нас остается та же, которая обыгрывает аккорд Dm7, но с повышенной третьей ступенью:

Доминанта к медианте от 6-ой ступенирис. 4

Ну и последний аккорд G7. Он является доминантой к аккорду от второй ступени (Cm7). То есть работает тот же принцип, что и для предыдущего созвучия. Также можно назвать аккорды в тактах 4-7 небольшим отклонением в тональность Cm, а потом вновь через доминанту (аккорд F7) возвращение в исходную тональность (такты 8-9), только не в тонику - Bbmaj7, а в медианту - Dm7 (что, как мы писали в статье про построение гармонии в музыке можно делать). Итак, аккорд G7 можно обыграть эолийским ладом от ноты соль, только с повышенной третьей ступенью (си бекар):

Звукоряд для аккорда G7рис. 5

Вот собственно и все звукоряды, которые мы использовали для создания басовой линии. Как видите лады для последних трех аккордов отличаются от ладов из диатонической шкалы Си бемоль мажора одной-двумя нотами.

Надо делать так, чтобы бас был целостным, развивался как самостоятельная музыкальная единица. При этом как вы можете заметить на рисунке 1 мы использовали проходящие звуки не на сильной доле, а на второй или третьей, так у нас лучше будет слышен аккорд.

Еще чтобы подчеркнуть звучание аккорда, в который мы хотим перейти далее можно использовать вводные звуки. Вводные - это седьмая и вторая ступени, они так называются потому что "вводят" в тонику и мы использовали такой вводный звук в 4-ом такте (рис. 1) на третьей доле (нота си бекар), а за ней через полтона в следующем такте расположена тоника нового аккорда (Cm7). А еще в самом конце перешли в тонику (Bbmaj) через ноту ля, которая тоже вводная седьмая ступень.

Но самое интересное это послушать как бас наш звучит с аккордами, давайте убедимся, что всё звучит верно.

Да, аккорды мы будем брать как можно выше, чтобы не было диссонанса с линией баса:

Поделиться с друзьями
Читайте также
  1. Как играть бас в стиле босанова
  1. Как сделать шагающий бас
  1. Партия баса - как её прописать
  1. Как сделать бас в своей музыке из аккордов
  1. Что такое Бас Альберти
Реклама
Комментарии
Добавить комментарий

Имя

Сообщение

Поставьте галочку если вы не робот:

Нажимая на кнопку "добавить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

   

:)[music]