Минорный блюз
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы узнаем что такое минорный блюз, точнее рассмотрим его гармонию, а также звукоряды, которыми можно её обыграть.
Мы уже рассказывали про мажорный блюз, а про минорный не упомянули. Пример того как может выглядеть гармония блюза в миноре даёт Джон Маклаффлин в своей видеошколе.
В статье http://gorstorehov.com/page/kak-bystro-igrat-na-gitare мы упоминали об этой школе. В ней можно найти много упражнений для создания фраз.
Но порой хочется поимпровизировать, используя эти самые упражнения. Для этого нам нужна какая-то гармония и знание того, что конкретно играть на аккорды. Какие звукоряды.
Как вариант мы можем сыграть следующие аккорды (взято из упомянутой выше школы):
рис. 1
Давайте посмотрим немного на эту гармонию. На самом деле тут нет ничего особенного у нас тоника Dm7 получается. Далее проходящий аккорд D7+9, что можно отнести к доминанте для Gm (его в принципе можно не брать, но он очень хорошо подготавливает музыку к переходу из Dm7 в Gm7). Gm7 - это обычная субдоминанта.
А если рассматривать как мы привыкли, то D7+9 это для тональности Dm побочная доминанта (читайте он ей здесь: http://gorstorehov.com/page/pobochnaya-dominanta-primer-ispolzovaniya).
Да, мы же привыкли видеть в этой роли D7. Но +9 получается надстройка.
Интересный момент. E7b9 например можно получить от пятой ступени (доминанты) гармонического Ля минора (если взять не септаккорд, а нонаккорд).
А из чего, из какой гаммы получается D7+9?
Оказывается этот аккорд можно получить из Уменьшенной гаммы (Symmetric scale), от восьмой её ступени.
Итак, возьмём к примеру уменьшённую гамму от ноты до и от её восьмой ступени построим нужный нам малый мажорный септаккорд.
рис. 2
У нас третья ступень на рисунке 2 не ре диез, а ми бемоль, но это один и тот же звук, поэтому в практическом смысле всё нормально.
Итак, вот мы получили B7. Его можно рассматривать как доминанту к аккорду Ми мажор, к примеру, но обыгрывать теперь можно не как обычно, а с помощью уменьшённой гаммы.
Также в добавок к этому аккорду эта гамма даёт нам некоторые дополнительные ступени и в частности 9+ (девятую повышенную):
рис. 3
Как видите мы ещё можем получить 13-ую и пониженную девятую ступени дополнительно к B7.
А зачем нам это знать? Просто теперь мы можем обыграть эти аккорды (B7, B7+9, B13b9) именно этой гаммой. И их можно использовать не только в блюзе, а можем любой из этих аккордов с альтерированными ступенями играть в своей музыке на месте доминантсептаккорда (перед переходом в тонику, к примеру).
Да и снова хотя на рисунке 3 и должна быть Соль диез в качестве 13-ой ступени для аккорда B7, у нас она обозначена как Ab.
Ну и вопрос может возникнуть: почему у нас B13 обозначено? Так обозначают (без цифры 7) очень большой аккорд (об этом читайте здесь: http://gorstorehov.com/page/dominantseptakkord), под названием терцдецимаккорд. Функционально это тот же доминантовый аккорд.
Однако, точно также можно обозначить и просто трезвучие B с добавленной 13 ступенью.
Ну вот мы теперь знаем откуда взялись аккорды A13b9 и D7+9 в гармонии с рисунка 1.
Переход же с Bb7 на A7 тоже ничего сложного не таит. Bb7 можно рассматривать как тритоновую замену для E7, который в свою очередь доминанта для A7 (то есть доминанта к доминанте или двойная доминанта (о ней читайте здесь: http://gorstorehov.com/page/dvojnaya-dominanta-ispolzovanie-alteracii)).
Итак, у нас получается двенадцатитактовый минорный блюз. Фактически для того чтобы сочинить что-то подобное не нужно каких-то особенных знаний - все достаточно просто с теоретической точки зрения, в чём мы выше убедились.
Ну а что играть на эту гармонию? Все аккорды можно обыграть всего лишь тремя ладами: дорийским ладом (Gm7, Dm7), миксолидийским (Bb7, A7) и уменьшённой гаммой (A13b9, D7+9).
Ну и послушаем как звучит гармония с рисунка 1. Играть мы можем просто как обычно четвертями.