Как обыграть уменьшенный вводный септаккорд
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы узнаем как обыграть уменьшенный вводный септаккорд, а также узнаем на конкретном примере откуда этот аккорд берётся.
Иногда, например в джазовых темах, может попасться уменьшенный септаккорд. Допустим мы знаем как обыгрывать мажорные и минорные созвучия, а что играть на него?
Один из выходов - найти какое-нибудь произведение и взять оттуда подходящий звукоряд. Давайте возьмем отрезок из произведения Иоганна Себастьяна Баха.
рис. 1
Послушаем как это звучит:
Это произведение в Си миноре. В этом отрезке, что мы изобразили на рисунке 1 есть звукоряд в третьем такте - его-то и можно играть на Edim7, ну и соответственно на любой уменьшенный аккорд. Мы видим, что в самом низу в третьем такте у нас тоника аккорда (нота Ми) все остальные ноты - это гармонический Си минор (мы видим ноту Ля диез вместо чистой ля). Мы слышим во фразе, что акценты падают именно на устойчивые ступени: соль, ми, до диез, ля диез - это все звуковой состав нужного нам аккорда.
Кстати, а почему они акцентированы? Просто кроме первой самой сильной доли такта - остальные (метрические) тоже сильные в какой-то мере и если им соответствует нота, то она также акцентированная получается.
А перечисленные нами ноты как раз "попадают" на каждую из четырех сильных долей такта.
Поэтому если взять уменьшенный септаккорд на фразу из третьего такта, то он будет звучать хорошо.
Итак, произведение в Си миноре - начинается просто с арпеджио аккорда Bm (тоники). А далее идет нужный нам уменьшенный аккорд
А какую гармоническую функцию несёт в себе Edim7?
Этот аккорд - обращение уменьшенного септаккорда от 7-ой (которая вводная) ступени гармонического Си минора. Она повышена у нас на полтона, в отличие от натурального Си минора, поэтому на ней образуется именно уменьшенный септаккорд (A#dim7).
рис. 2
То есть Edim7 - это второе обращение Доминантового аккорда седьмой гармонической ступени, с квинтовым тоном в басу.
Примеры фраз для dim-аккорда
Полученный звукоряд (без басовой ноты) можно играть не только так как показано на рисунке 1. Мы можем по нему передвигаться разными способами.
Давайте приведем пару примеров фраз в размере три четверти (размер этот кстати характерен для вальса).
рис. 3
Давайте послушаем как эти фразы звучат:
Как видите этот, казалось бы небольшой - всего лишь размером в один такт отрезок может дать нам не одну и даже не две, а множество фраз, ведь его можно сыграть по-разному, начиная с разных нот, разными способами и так далее.
Теперь если в гармонии нам попадется dim-аккорд мы будем знать как его можно обыграть.
Ну и давайте проверим эффективность наших фраз. Используем их в части гармонии джазовой темы Some day My prince will come - там где появляется dim-аккорд.
рис. 4
Ну и послушаем как это звучит: