Замена аккордов часть первая, джазовые аккорды
Здравствуйте, дорогие гости Gorstorehov.com. В предыдущих статьях на тему импровизации мы писали о ладах народной музыки, в начале этой я бы хотел напомнить вам к чему мы их рассматривали. Лады народной музыки - дают нам ту основу, на которой строится гармония в любой тональности, мажорной или минорной. И в принципе множество произведений джазовой музыки строятся именно таким образом, но специфическое звучание темам придает именно использования "не стандартных аккордов", и ходов. Прежде чем переходить непосредственно к заменам аккордов необходимо знать, а что же собственно мы будем заменять. Заменяется именно та база, о которой мы выше упомянули. Давайте освежим в её памяти.
Например, нам понравилось звучание какого-то аккорда, скажем, До-минора (Cm). Как же нам развить его? Развивают гармонию, как вы помните субдоминанта и доминанта, причем вторая звучит напряжённо и предваряет возвращение в тонику или используется для перехода в другую тональность - мы говорили про это в статье про гармонию. Итак, наш аккорд до-минор и мы его хотим развить, значит нужно следующим взять аккорд субдоминантовой группы, который можно брать аж от трёх ступеней гаммы тональности Cm, как вы помните. Пусть это будет стандартная субдоминанта от четвертой ступени, то есть ноты фа. Так как тональность у нас минорная то и аккорд от фа будет фа-минором (Fm). Если вы читали статью о ладах, то вам не нужно объяснять почему субдоминанта(далее S) от 4-ой ступени при минорной тонике минорная. Если же не читали вот вам в помощь схемка, в которой отмечено от каких ступеней можно построить S в случае тональности Cm:
рис.1
Красными точками отмечены субдоминантовые ступени, которыми в рассматриваемой нами тональности Cm являются 2-рая, 4-ая, 6-ая, от них соответственно строятся созвучия, необходимые нам - на картинке изображены ноты соответствующие этим ступеням и аккорды. Мы уже выбрали трезвучие от 4-ой ступени, поэтому после тоники Cm возьмём аккорд Fm (она обведена красным на рис.1). Кроме Fm выберем еще полууменьшенный септаккорд (ре-полууменьшенный), который берётся в нашем случае от 2-ой ступени. Получается в S играем два аккорда.
Идём далее... следующим нам нужно выбрать что мы будем использовать в доминанте. Опять же мы можем построить созвучия от трёх ступеней. И снова, вот вам схема где изображены, на сей раз, варианты доминантовых аккордов для тональности Cm.
рис.2
На рисунке 2 красными точками отмечены "доминантовые" ступени, от которых строятся аккорды выполняющие одноименную функцию - это 3-я, 5-ая и 7-ая. Мы из трёх возможных вариантов выберем тот, который отмечен кружком на рис.2, то есть Gm (соль-минор). Теперь попробуем взять все нами выбранные аккорды по очереди, играя их следующим образом. Размер четыре четверти, при ключе три знака бемоль, так как тональность Cm:
рис.3
Джазовые аккорды
Если вы будете играть эти аккорды так как мы их обозначили, то найдете звучание последовательности довольно "страшным", поэтому перейдем к главной теме статьи, а за одно украсим нашу гармонию, используя джазовые аккорды. Во-первых все наши трезвучия и септаккорды в данной последовательности мы можем изменить на их другие варианты. Трезвучие Cm на Cm7, которое берётся вот так:
рис.4
Fm на Fm7 вот в таком положении:
рис.5
Полууменьшенный оставим без изменений. А вот Gm можно сначала заменить на Gm7 той же формы что и Fm7 на рисунке 5, а потом еще и повысить в нём на полтона ноту си-бемоль(третью ступень), "превратив" её в "си". Почему мы так сделали читайте в статье о минорных гаммах. Если вкратце, при повышении в нашей главной тональности (Cm) 6-ой и 7-ой ступени, она из натурального минора превращается в мелодический. Ну, шестой ступени в Gm7 у нас нет, а вот 7-ая присутствует, поэтому её мы и повышаем. Получиться из этого, если проанализировать звуковой состав трезвучия, доминантовый G7 и брать его следует так:
рис.6
Замена соль-минора на доминантсепт, обусловлена еще и тем, что у нас всё таки доминанта, а обычный минор слишком мягок и не даёт нужного звучания в данном случае, поэтому вышеописанную замену делают очень часто, мы даже рассматривали еще случай с золотой секвенцией где похожая история. Дальше вновь возвращаемся в тонику, то есть в Cm7 и начинаем круг заново, ведь у нас стоит реприза в конце записи.
Вот так можно заменить обычные аппликатуры на джазовые аккорды, которые звучат на слух более приемлемо. Ну, джазовыми мы их называем просто потому, что такую форму обычно использовали знаменитые джазовые гитаристы (например Джо Пасс), по сути это просто другой вариант обычных всем знакомых аккордов, однако более удобный...
Но это только начало разговора на эту тему и мы продолжим разбор начатой гармонии, возможностей по её изменению во второй части статьи. Удачи вам.
Вадим
04 Июня 2017 в 11:48
Игорь
04 Июня 2017 в 18:44
Игорь
04 Июня 2017 в 18:46