Лады в музыке
Всем привет! Это продолжение статьи о ладах в музыке, прежде чем читать далее убедитесь, что вы читали первую часть лады народной музыки! Мы закончили на том, что нашли последовательность аккордов, которая относится к одной тональности и может представить эту тональность во всей красе. Теперь - как можно это использовать? Одна тональность бывает, звучит достаточно долго и, как слушателю, так и исполнителю скучно слышать один и тот же аккорд, отражающий её всё время...тональность ведь может быть представлена не одним аккордом. Давайте рассмотрим на примере джазовой вещи "Exacly like you".
рис.1
Сначала просто сыграйте эту тему - запишите аккомпанемент и на него играйте мелодию (если нужно смотрите статью как читать ноты).
Поработаем сначала над 1-ой частью произведения до репризы. Начинается она с аккордов - C, G7 и D7. Первый - До-мажор, как мы теперь знаем его можно "разбавить" аж 6-ю дополнительными аккордами, каждому из которых соответствует свой лад. Попробуйте чередовать их там, где должен звучать До-мажор, руководствуясь вот этой схемой, которая уже приводилась в первой части...
рис.2
Я, для развития гармонии выбрал аккорд Fmaj (или лидийский лад если "идти" от ионийского До-мажора) и за ним G7 (миксолидийский той же тональности). Эти аккорды и играем вместо самого первого С.
Второй аккорд у нас D7 (ре-семь) - гамма обыгрывающая его - миксолидийский лад. А в какой тональности аккорд от "ре" будет соответствовать этому ладу? В тональности соль-мажор, поэтому выстраиваем ту же последовательность аккордов как и в случае с до-мажором, только уже от G.
рис.2
Представив аккорд D7, как часть тональности Соль-мажор, выберем ему на замену аккорды, наиболее понравившиеся нам по звучанию, в моем случае это будут: Em7 (или эолийский) и Am7 (или дорийский).
Что же делать с G7? - ну, этот аккорд - тоже миксолидийский лад, тональности С, поэтому мы можем выбирать из тех аккордов, которые развивают тональность До-мажор. Пусть это будут Dm7 (дорийский) и Cmaj (ионийский).
Следующими идут четыре аккорда: С, A7, Dm, G7. С первым С все понятно, вместо него возьму Em7 (фригийский).
A7, как и уже рассмотренный D7 соответствует миксолидийскому ладу, только тональность, которую мы им представим будет Ре-мажор. И в данном случае на замену выберем аккорд Bm7 (эолийский).
К Dm применим тот же подход. Представляем ре-минор эолийским ладом и по описанному уже принципу выбираем аккорды из вырисовывающейся последовательности, заменяющим аккордом пусть будет аккорд Си-бемоль мэйдж (лидийский).
И, наконец, последний - G7 (миксолидийский). Представив его вновь частью тональности До-мажор выберем на этот раз для замены аккорд Am7(эолийский).
Отмеченные жирным септаккорды мы и будем использовать для развития гармонии темы Exactly Like You. Проверим как они звучат - сыграем сначала все так, как написано (рисунок 1), а потом используем то, что выделено жирным. Здесь представлена только первая часть произведения до репризы.
Тема, так как она записана в нотах: Пример 1
И после того как мы её развили с помощью использования ладов: Пример 2
Как слышите разница есть. И, с помощью использования подхода описанного выше можно как успешно сочинить что-нибудь свое, так и изменить гармонию абсолютно любой композиции. Например не всем нравится "стандартный" аккомпанемент приводимый в нотах тем джазовых стандартов, он достаточно специфический (слушайте пример 1), но это не значит что нужно лишать себя радости сыграть понравившуюся джазовую мелодию (среди них есть очень классные вещи), поэтому лады в музыке дают возможность сделать гармонию такой, какой вы захотите. Что, собственно мы и сделали в примере 2. При этом играть можно то же самое, что вы и играли на первый простой "вариант".
Кроме того что мы рассмотрели к ладам относятся также еще две вещи, часто используемые музыкантами: 1-ая - пентатоника. Слово это означает "пять тонов". Пентатоника строится по основным ступеням аккорда (1-3-5), но между ними выбрасываются ноты, которые разделяют полутона.
2-ая - целотоновая гамма, особенность её в том, что между всеми без исключения нотами в ней интервал один тон.
Oleg
03 Мая 2015 в 19:50
Игорь
07 Мая 2015 в 16:32
Oleg
11 Мая 2015 в 19:52