Создание музыки продолжение
Здравствуйте, уважаемые посетители. Сегодня мы продолжим создание музыки, начатое в предыдущей статье и перейдем в другой аккорд.
В начале - почитайте первую статью где мы в соль мажоре, точнее в G7 или миксолидийском ладу сочинили небольшой проигрыш. Он полностью соответствует аккорду G7, но с использованием всех нот лада (мы при сочинении использовали ноты только этого звукоряда).
Сейчас мы попробуем развить нашу музыку. Итак, что же можно сделать? Вот мы использовали, сочиняя, ноты аккорда G7 плюс добавочные к нему ступени, для разнообразия (значит G13, если выразиться точнее). Мы их все время меняли местами друг с другом, получая понравившееся нам звучание.
Теперь для интереса давайте рассмотрим наш G7 как доминанту для тональности Cm. Нота соль же это пятая ступень в натуральном до миноре и от нее доминанту мы легко можем получить (о построении гармонии читайте в статье про гармонию в музыке). Да не забывайте о том, почему в тональности Cm в доминанте берётся именно G7, а не Gm, об этом мы писали, к примеру в этой статье. Дело в том, что в доминанте аккорд должен быть резкий (содержать тритон), поэтому G7 может и даже должен быть в роли доминанты в тональности Cm.
Итак, за вторым разом мы будем играть проигрыш по-другому, с переходом в тональность Cm. И будем конечно играть Cm с добавочными ступенями (все ноты эолийского лада - то же самое, что и гамма натурального минора), по-аналогии с тем, что мы делали в предыдущей статье с миксолидийским - так нам будет интереснее.
рис. 1
На рисунке 1 мы отметили те ступени, которые будем использовать - красным выделены, как всегда устойчивые ступени (основные), зелёным (неустойчивые) дополнительные. Подробнее о ступенях и ладовом тяготении читайте в этой статье про арпеджио.
Помните, что все таки у нас по большей части должны звучать ноты основные если мы хотим чтобы звучал именно этот нужный аккорд, а добавочные используются просто для придания интересной окраски и используются с основными или как проходящие (мы так делали в первой части этой статьи).
Мы будем развивать нашу композицию вот так:
рис. 2
На рисунке 2 зелеными цифрами и стрелочками показаны добавочные ступени используемые вместе с основными нотами, в то время когда звучит конкретный аккорд (он подписан наверху черным цветом: G7, Cm).
Например, в первых пяти тактах у нас играются основные (мы на них не указывали никак на рисунке) ноты септаккорда G7 (соль, си, ре ,фа) с добавочными (ля, до, ми). Это просто все ноты миксолидийского лада можно сказать. Потом мы в эолийский лад (Cm) приходим (с 6-го лада по 8-ой). Тут мы играем точно также Cm - основные его ноты с добавочными (ноты изображенные на рисунке 1).
И вот так собственно и чередуем миксолидийский лад (G7) с эолийским (Cm). Ничего в этом особенного нет. Можно рассмотреть то, что мы построили с точки зрения теории как автентический оборот, в котором доминанта G7 и тоника Cm сменяют друг друга.
У вас могут возникнуть вопросы в связи с тем, что у нас в некоторых тактах образуются совершенно другие по звуковому составу аккорды нежели те, что мы подписали.
Например, в такте 11-ом у нас подписан аккорд Cm, а на самом деле там ноты: ля-бемоль, до, фа, что полностью совпадает с аккордом Ре-полууменьшенным (только без басовой ноты). Но мы уже писали (в этой статье) о том, что в больших аккордах (например, как на рисунке 1), содержащих аж семь нот лада (их еще составными называют) могут находится и другие маленькие созвучия.
Таким образом, можно назвать созвучие ля-бемоль, до, фа в начале 11-го такта как часть Ре-полууменьшенного, а можно как часть большого аккорда Cm13.
Вот таким образом мы и можем заниматься созданием музыки. В чем преимущество такого способа? Мы можем расслабиться и делать что угодно - ведь у нас много нот для использования по всему грифу. Можно находить красивые сочетания не задумываясь особо, но следуя конечно схеме определенной (так будет звучать хорошо), в соответствии с правилами гармонии.
Итак, алгоритм прост - берём лад какой-нибудь и всеми возможными способами подбираем красивые сочетания, помня об устойчивых и неустойчивых звуках. Затем для интереса вспоминаем с каким аккордом текущий может чередоваться логически и переходим в другой лад и вариантов таким образом для создания музыки у нас будет множество.
Давайте послушаем, что у нас получилось сыграв ноты, изображенные на рисунке 2: слушать пример.